На заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) премьер-министр Владимир Путин объявил первого вице-премьера Игоря Шувалова «инвестиционным омбудсменом» — уполномоченным по вопросам инвестиционного климата. Просьбу иностранных инвесторов на этот счет правительство выполнило явно нехотя. Института омбудсмена как постоянной должности не создается, уполномоченный, в отличие от своих коллег, не будет даже формально независимым от Белого дома и Кремля и не получит новых полномочий. Инвесторам же для доступа к инвестомбудсмену придется подниматься до господина Шувалова по всей ведомственной цепочке.
О новых полномочиях первого вице-премьера Игоря Шувалова премьер-министр вчера объявил на заседании КСИИ. «В августе 2010 года в России был учрежден пост инвестиционного омбудсмена. Им назначен мой первый заместитель господин Шувалов — вот он справа от меня сидит. Иностранные инвесторы могут напрямую обращаться к омбудсмену со своими нуждами, предложениями и идеями»,— сообщил главам 42 крупных иностранных компаний Владимир Путин, пояснив, что решение о назначении «инвестиционного омбудсмена» было выработано в рамках предыдущих заседаний КСИИ.
На деле речь не идет о новом назначении — премьер-министр комментировал свое же распоряжение от 2 августа 2010 года № 1298-р (см. «Ъ» от 3 августа). В нем, впрочем, термин «омбудсмен» или «уполномоченный» не упоминался: распоряжение в рамках распределения полномочий вице-премьеров в правительстве РФ «в целях улучшения инвестиционного климата, снижения административных барьеров, развития малого и среднего предпринимательства, оперативного и эффективного рассмотрения обращений российских и иностранных инвесторов, а также обеспечения реализации предложений и рекомендаций совещательных органов по вопросам иностранных инвестиций» поручало господину Шувалову «обеспечить координацию» правительственных ведомств по обращению «иностранных и российских инвесторов».
Впрочем, и это распоряжение де-факто дублировало поручение президента Дмитрия Медведева Игорю Шувалову 2 февраля 2010 года (см. «Ъ» от 13 февраля) — оно было дано первому вице-премьеру, а также заместителю главы администрации президента Алексею Громову и помощнику президента Аркадию Дворковичу, речь шла о разработке до 30 апреля 2010 года некоего «комплекса мероприятий по улучшению инвестиционного имиджа в РФ». Тогда же Аркадий Дворкович пояснил, что у Игоря Шувалова «будут специальные полномочия по отмене при необходимости решений органов, которые препятствуют осуществлению инвестиционных проектов». В распоряжении № 1298-р обнаружить каких-либо спецполномочий такого рода невозможно. Тем не менее, произнеся «инвестиционный омбудсмен» по отношению к полномочиям господина Шувалова, Владимир Путин поставил его в ряд специально уполномоченных по отдельным проблемам чиновников Кремля и Белого дома (см. справку), что и просили у него иностранные члены КСИИ.
Как пояснили «Ъ» в аппарате первого вице-премьера, «никаких особых полномочий» устное разъяснение Владимиром Путиным смысла распоряжения № 1298-р не дает. Кроме того, там подтвердили опубликованную 20 августа 2010 года информационную справку Минэкономики — «Порядок обращения инвесторов по проблемным вопросам, возникающим при ведении бизнеса в России». В нем с такими вопросами предлагается обращаться в департамент инвестполитики и развития частно-государственного партнерства Минэкономики: департаментом руководит Сергей Беляков. Напомним, еще в феврале 2010 года Минэкономики предполагало, что обращениями займется департамент госрегулирования в экономике, возглавляемый Саввой Шиповым: этот департамент, в частности, занимается работой по снятию административных барьеров. В случае если проблему не может решить Минэкономики, а также в любых других случаях предлагается обращаться в КСИИ, Американскую торговую палату, Ассоциацию европейского бизнеса, а само Минэкономики поднимет вопрос до уровня господина Шувалова.
Распоряжение от 2 августа и вчерашние пояснения Владимира Путина де-факто легализуют работу, которую Игорь Шувалов ведет в правительстве с 2000 года.
Напомним, в октябре 2000 года он в статусе главы аппарата правительства стал координатором правительственного совета по иноинвестициям, затем, с января 2005 года господин Шувалов стал «шерпой» (личным представителем) президента Владимира Путина в «восьмерке». С мая 2008 года в должности первого вице-премьера он отвечал за вопросы внешнеэкономической деятельности, а в октябре назначен руководителем совета при президенте по развитию финансового рынка (часть проекта по созданию международного финансового центра в Москве).
Неофициально же все эти годы господин Шувалов участвовал как представитель правительства в крупнейших переговорах с инвестиционным сообществом, в том числе непубличных — по IPO «Русала» в Гонконге, по размещению российских евробондов, ранее — по сделкам в России Shell и Total. «Он единственный из крупных чиновников умеет говорить с инвестбанкирами на их языке», поясняет чиновник из аппарата правительства. Сейчас именно господин Шувалов координирует работу Белого дома по программе приватизации 2010—2013 годов — вчера Владимир Путин пояснил, что она будет рассмотрена на ближайших заседаниях правительства.
Неофициальный статус «омбудсмена по инвестициям российских компаний» господин Шувалов получил, возглавив в декабре 2008 года комиссию по координации действий правительства в условиях кризиса — в январе 2010 года она превратилась в комиссию правительства по экономическому развитию и интеграции. Именно тогда «комиссия Шувалова» завела практику приглашения на свои совещания владельцев крупных промпредприятий и работу по проблемам внешнего долга российских компаний, в том числе с участием ВЭБа, Сбербанка и ВТБ, в «ручном» режиме. Неофициальный же статус «омбудсмена по иностранным инвестициям в Россию» в последние годы делили в РФ сам господин Шувалов, Аркадий Дворкович, часть координационных полномочий, необходимых для этого, до 2 августа сохранял за собой вице-премьер, глава аппарата правительства Сергей Собянин. После ухода господина Собянина на пост мэра Москвы в Белом доме для объявления Игоря Шувалова «инвестиционным омбудсменом» уже не требуется формальное перераспределение полномочий вице-премьеров.
Отметим, просьба КСИИ о назначении «инвестиционного омбудсмена», высказывавшаяся иностранными членами совета с 2007 года, очевидно, предполагала немного иную конструкцию. В первую очередь новый статус господина Шувалова — персональный: отдельного поста и места в органах власти для этих обязанностей, в отличие, например, от уполномоченного по правам человека, не предусмотрено. Кроме того, стандартно институт омбудсмена, восходящий к аналогичному институту в Великобритании, предполагает специально определенный законами независимый статус уполномоченного — это гарантирует его объективность при рассмотрении обращений.
Наконец, омбудсмен в стандартной ситуации — координатор деятельности по решению проблемы не подчиненных ему других органов власти. Игорь Шувалов в роли «инвестомбудсмена» в первую очередь вынужден определять проблемы и вырабатывать решения проблем, созданных им, его предшественниками и его подчиненными в Белом доме и министерствах. Так, согласно статистике Минэкономики, 52% обращений инвесторов в профильный департамент относится к вопросам таможенного, миграционного законодательств, регулирования торговли, превышения полномочий госорганами. На дискриминацию в арбитражах иностранных компаний и проблемы с защитой прав собственности поступает 20% жалоб, на административные барьеры, в том числе на региональном уровне — 28%.
Дмитрий БУТРИН