В составе совета директоров Банка России станет одним топ-менеджером меньше: вчера стало известно о том, что полномочия зампреда ЦБ Виктора Мельникова, курирующего вопросы борьбы с отмыванием и валютный контроль, не продлены. Значение этого события определяется тем, кем оно инициировано — председателем Банка России Сергеем Игнатьевым или президентом Дмитрием Медведевым. В первом случае это можно рассматривать как внутренние перестановки в Банке России, во втором — как изменение тона в диалоге ЦБ с властью.
Президент Дмитрий Медведев согласовал трех представленных председателем Банка России Сергеем Игнатьевым кандидатов в совет директоров ЦБ: это директор департамента бухгалтерского учета и отчетности Людмила Гуденко, руководитель МГТУ Константин Шор и руководитель ГУ ЦБ по Санкт-Петербургу Надежда Савинская, сообщило во вторник «РИА Новости» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. Все они выдвигались на согласование по причине истечения срока полномочий в качестве членов совета директоров. По словам источников агентства, среди согласованных кандидатур нет зампреда ЦБ Виктора Мельникова, чьи полномочия в качестве члена совета директоров ЦБ также закончились 18 октября. В Банке России в статусе зампреда он курирует вопросы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также валютный контроль.
Отсутствие Виктора Мельникова в числе кандидатур в члены совета директоров ЦБ, согласованных президентом, может быть как следствием решения самого президента, которого по каким-либо причинам не устроила эта кандидатура, так и следствием отсутствия господина Мельникова в списке кандидатур, составленных Сергеем Игнатьевым. Получить комментарии в администрации президента вчера не удалось. В пресс-службе ЦБ отказались от комментариев.
«Слухи о том, что Виктора Мельникова могут не выдвинуть на продление полномочий, ходили уже давно,— говорит источник «Ъ», знакомый ситуацией.— В силу особенностей характера и занимаемой позиции это не самый удобный человек, в том числе для работы в действующей команде топ-менеджеров Центробанка». «Раньше, когда сфера его компетенции имела особо важное значение ввиду большого количества претензий от ФАТФ (Межправительственная комиссии по борьбе с отмыванием денег.— «Ъ»), его присутствие в совете директоров было необходимо. Сейчас, когда большая часть вопросов с ФАТФ урегулирована, видимо, уже нет»,— рассуждает собеседник «Ъ».
Впрочем, ряд экспертов предполагают, что кандидатуру Виктора Мельникова не согласовал президент. «В Госдуму документы о согласованных президентом кандидатурах в совет директоров ЦБ не поступали, но мне известно, что кандидатуру Виктора Мельникова представляли на согласование президента»,— сообщил «Ъ» председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник. Он напомнил, что вопросы к кандидатуре Виктора Мельникова возникали у депутатов и четыре года назад, при прошлом переназначении в совет директоров: «Они были связаны с его деятельностью по реализации антиотмывочного закона, но в итоге кандидатура Виктора Мельникова была согласована». О том, что в планах Сергея Игнатьева было внесение кандидатуры Виктора Мельникова, говорит и собеседник «Ъ» в одном из регуляторов финансового рынка. «Однако по традиции, прежде чем вносить кандидатуры, с администрацией президента проводятся консультации, в ходе которых обычно вырабатывается единая позиция»,— отмечает он.
«В отсутствие официальной информации от ЦБ я бы не стал настаивать на какой-то определенной версии относительно того, чье это было решение — Сергея Игнатьева или президента,— говорит директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики, экс-первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко.— Хотя отказ в согласовании от президента, если он был, выглядит странно — таким образом, критика топ-менеджера Центробанка обнародуется публично на самом высоком уровне, чего обычно не делается».
Если это действительно так, то такого рода действия можно воспринимать как изменение тона в диалоге ЦБ с властью. «Сергей Игнатьев — осторожный человек, принимающий взвешенные решения, я не припоминаю, чтобы кандидатуры, предложенные главой ЦБ в совет директоров, ранее не согласовывались»,— говорит член комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков. В минувший понедельник на Совете по иностранным инвестициям Сергей Игнатьев, комментируя решение ЦБ об отзыве лицензии входящего в Топ-30 Межпромбанка, заявил, что урегулировать обязательства перед кредиторами должен не только ЦБ, но и другие госорганы. Таким образом он обозначил, что считает необходимым разделить ответственность за то, что ситуация вокруг Межпромбанка была урегулирована лишь спустя несколько месяцев после того, как проблемы банка стали публичными.
Впрочем, вне зависимости от того, почему господина Мельникова не переутвердили в совет директоров ЦБ, на работу совета это не повлияет, равно как и не потребует оперативного выдвижения в него новой кандидатуры. По закону о Центробанке решения на его заседаниях принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в семь человек.
Срок полномочий членов совета директоров ЦБ — четыре года. По закону «О Центральном банке» в совет директоров ЦБ входит его председатель и 12 членов — постоянных сотрудников Центробанка. Члены совета директоров назначаются Госдумой по представлению председателя ЦБ, согласованному с президентом, а освобождаются от должности председателем ЦБ по истечении указанного срока либо до его истечения — Госдумой по представлению председателя ЦБ.
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА