Первое с 2007 года повышение Народным Банком Китая ставки по годовым ссудам на 0,25 процентных пункта до 5,56% и по годовым депозитам на 0,25 процентных пункта до 2,5% процентов было событием, ожидаемым китайскими участниками рынка. Его главными последствиями могут стать ускоренное укрепление юаня и замедление темпов роста китайского экспорта при одновременном росте импорта. Резкое падение темпов роста китайской экономики маловероятно, поскольку сохранение «относительно высоких и стабильных» темпов роста остается одним из приоритетов китайской политики и для его реализации у властей есть все необходимые инструменты.
К повышению ставок имелся ряд важных предпосылок. В августе инфляция (за счет роста цен на продукты питания) выросла до 22-месячного максимума в 3,5% и, по большинству оценок, сентябрьская инфляция должна быть выше августовской. Проблема пузыря на рынке недвижимости сохраняла свою остроту: согласно опубликованным в пятницу данным, цены на недвижимость в 70 крупнейших городах продолжали расти, хотя и несколько меньшими темпами. К августу они увеличились на 0,5%, к сентябрю 2009 года на 9,1%. Властями предполагалось, что в течение 2010 года китайские банки выдадут кредитов на 7,5 триллионов юаней, добившись плавного снижения объемов кредитования по сравнению с рекордным показателем 2009 года (9,59 триллионов юаней). Между тем, согласно статистике, опубликованной Народным банком Китая, за три квартала уже было выдано кредитов на 6,5 триллионов юаней, при этом в сентябре кредитов было выдано на 595 миллиардов юаней, на 13,2% больше чем в сентябре прошлого года.
Тем не менее, после того, как в пятницу Народный банк Китая повысил требования к резервам для четверки крупнейших госбанков страны (ICBC, ABC, Bank of China, China Construction Bank) рядом китайских экономистов был сделан вывод о том, что возможно, ЦБ ограничится этой мерой и подождет с повышением ставки. Но этого не произошло.
Можно предположить, что речь идет об окончательном отходе от политики стимулирования экономики за счет низких ставок и мер бюджетно-налоговой политики, проводившейся с середины 2008 года. Интересно отметить, что в пятницу в официозный журнал «Баньюэ тань» (издается агентством Синьхуа по поручению отдела пропаганды КПК и подлежит изучению всеми, кто хочет сдать экзамен на госслужбу) дал довольно четкую оценку проводившейся ранее антикризисной политике. Автор статьи, заместитель руководителя департамента экономического прогнозирования Государственного информационного центра КНР Чжу Баолян отметил, что вынужденно проводившаяся в период кризиса экономическая политика лишь усиливала диспропорции в экономике, накопившиеся в период ее бурного роста в 2002—2007 году и, соответственно, должна быть оставлена. Это, однако, не означает отказа от тезиса о необходимости сохранения хоть существенно меньших, но по-прежнему «достаточно высоких и стабильных» темпов роста ВВП, на что и было указано в опубликованном в понедельник заявлении по итогам 5 Пленума ЦК КПК 17 созыва.
Чжу Баолян в своей статье указывал, что темпы роста ВВП в третьем квартале составят 9,2%, в четвертом — 8.5%, при этом минимально допустимым китайскими властями считается рост ВВП в 8% — в противном случае будет сложно обеспечить рабочими местами перетекающих в город сельских жителей и социально-политическая обстановка в стране начнет накаляться. Можно предположить, что власти исходят в своих действиях именно из таких прогнозов замедления роста и считают такое замедление допустимым. Если экономика замедлится еще сильнее, то возможен возврат к прежней антикризисной политике.
Повышение ставки приведет к укреплению курса юаня, на которое КНР пришлось бы идти в любом случае под политическим давлением торговых партнеров. При этом, влияние укрепления юаня к доллару на экспорт КНР сложной, высокотехнологичной продукции, во многом всего лишь собираемой в Китае из южнокорейских, тайваньских и японских комплектующих, возможно, будет ограниченным. Что касается добывающих отраслей, а также металлургической и химической промышленности то именно в этих сферах КНР и так реализуются программы ускоренной ликвидации излишних и технически устаревших производственных мощностей. Таким образом, вполне вероятно, что эффект от данного и возможных последующих повышений ставок будет укладываться в ожидания китайского правительства и никаких потрясений не вызовет.
Василий КАШИН