Рейтинговое агентство Moodys заявило, что российские банки продолжают наращивать объемы кредитования крупных клиентов, и увидело в этом подводный камень, поскользнувшись на котором банки могут попасть в новый финансовый кризис.
Международное рейтинговое агентство Moodys считает, что стабильности российских банков продолжают угрожать крупные кредиты и займы связанным сторонам. То есть кредитуя своих основных клиентов — крупные промышленные группы, банки рискуют оказаться в тяжелом финансовом положении. Как говорится в обзоре агентства, главный риск качества активов банков — крупные кредиты.
В отчете отмечается также, что исторически российские банки были сфокусированы на корпоративном кредитовании с высокой концентрацией на отдельных клиентов.
Директор центра маркетинговых исследований банка ВТБ24 Дмитрий Лепетиков заявил BFM.ru, что российская банковская система исторически строилась вокруг крупных корпоративных клиентов, а розница начала развиваться позже. Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий также отмечает, что кредитование крупных клиентов — это не злокозненность поведения наших банков, а их родовая черта: «Иначе выстраивать бизнес в России невозможно, мы до сих пор живем в эпоху дикого капитализма и неразвитости института репутации заемщиков. Кредитовать своих клиентов менее рискованно с точки зрения владельцев банков, чем клиентов «с улицы», ведь бизнес знакомого клиента понятнее. Вот и компенсируют банки риски, связанные с выдачей ссуд незнакомым заемщикам, кредитами, так сказать, «внутреннего пользования».
По данным Moodys, в среднем по банковскому сектору на 20 крупнейших заемщиков приходится 240%, если сравнивать с собственным капиталом. Это вдвое превышает показатели развитых рынков. «Мы отмечаем, что три-четыре из 20 крупнейших заемщиков российских банков, рейтингуемых Moodys, находятся в состоянии дефолта или реструктуризации задолженности. Это оказывает влияние на качество кредитного портфеля в целом», — указывают аналитики агентства.
«Почему агентство Moodys именно сейчас сфокусировалось на этой проблеме? Причина простая: все агентства — и наши, и зарубежные — «проспали» проблемы Межпромбанка», — считает Максим Осадчий. По его словам, еще 17 июня этого года рейтинг Moodys для этого банка был на уровне В3, что относительно прилично, 30 июня он снизился до САА2, что отражает вероятность отказа от выплат по долгам, и лишь 8 октября стал дефолтным — D. «Примерно так же менялись и рейтинги Межпромбанка у другого агентства «большой тройки» — у S&P. Правда, дефолт банку оно выставило раньше — 7 июля. Но все признали тот факт, что у банка большие проблемы, слишком поздно», — констатирует Максим Осадчий.
Еще одним фактором риска в агентстве называют кредитование российскими банками связанных сторон. По данным на конец 2009 года, кредиты на одного заемщика или группу связанных заемщиков составляют 10% от совокупного кредитного портфеля или 45% от совокупного капитала по банкам, рейтингуемым Moodys. «В 2010 году банки наращивали эту долю», — приводятся в обзоре слова вице-президента агентства, старшего аналитика Евгений Тарзиманова. Этот уровень в 5 раз выше, чем у банков Центральной и Восточной Европы, а также вдвое выше, чем у кредитных организаций на Ближнем Востоке. Как отмечают аналитики рейтингового агентства, во время кризиса излишне высокая зависимость банков от кредитов связанным сторонам в 50% случаев приводила к дефолту банков.
Дмитрий Лепетиков отмечает, что если сопоставить долю банковского сектора в ВВП России и стран с развитой экономикой, то можно видеть: исторически наши банки играли в экономике намного меньшую роль. «Другими словами, российские корпоративные клиенты по отношению к российским банкам исторически «крупнее», чем в развитых экономиках. Большой вес крупных клиентов — это еще и следствие структуры российской экономики в целом», — говорит специалист.
Moodys не вскрыло проблему российских банков, а лишь в очередной раз привлекло к ней внимание, считает Максим Осадчий. Многие банки, пострадавшие в кризис и сейчас санируемые средствами государства через Внешэкономбанк, увязли в кредитах, выданных или владельцу бизнеса банка, или связанным с ним структурам. Помимо Межпромбанка, Максим Осадчий приводит пример банка «Глобэкс», где практически все средства были направлены на кредитование девелоперского бизнеса. А в качестве примера крайне рискованной политики специалист вспоминает пензенский банк «Тарханы», который отличился высокой концентрацией своих средств на кредитование тепличного комплекса по разведению роз.
Елена ГОСТЕВА