Российские банки в этом году получат рекордную за последние три года прибыль — 500 млрд рублей, это всего на 8 млрд меньше, чем было в 2007 году, в период расцвета банковского сектора, когда по итогам года рост кредитования составил 50%. «По уровню прибыли мы приблизимся к рекордному уровню 2007 года, когда прибыль составила 508 млрд рублей», — сообщил в ходе заседания консультативного совета по иностранным инвестициям глава Банка России Сергей Игнатьев. Это почти в 2,5 раза выше результатов 2009 года (205,1 млрд рублей) и на 22% выше итогов 2008 года (409,2 млрд рублей).
Напомним, что в августе этого года глава ЦБ прогнозировал прибыль в размере 400 млрд рублей. За первые восемь месяцев 2010 года банки получили совокупную прибыль в размере 320,1 млрд рублей.
По мнению Игнатьева, «банковская система быстро оправилась» от кризиса — в ней достаточно ликвидности, нет опасений нехватки капитала и роста просроченной задолженности, «плохие» долги стабилизировались, и начался рост кредитования. «Для быстрого роста кредитов, но не слишком — нам быстрый не нужен, — все условия созданы», — резюмировал Игнатьев и привел статистику: за последние семь месяцев кредитный портфель российской банковской системы вырос на 10%, в реальном выражении на 6%. По итогам 2010 года рост кредитования составит порядка 15%.
Банкиры отмечают, что названная главой Центробанка прибыль скорее техническая, нежели реальная. «Дело в том, что ЦБ в качестве прибыли фиксирует возврат на счета банков их же собственных средств, которые были выделены под резервы на возможные потери по ссудам (то есть «плохие» кредиты)», — объяснил «Эксперту Online» зампред правления Витас банка Сергей Сергеев. Однако до сегодняшнего момента в статистике ЦБ сокращения резервов не отмечалось (в течение года они помесячно составляли 2,2—2,3 трлн рублей). Заместитель генерального директора МДМ-банка и председатель комитета Ассоциации российских банков по региональной политике Владимир Мехряков предполагает, что ряд банков вернут себе резервы в четвертом квартале, когда произойдет погашение крупных кредитов, выданных ранее. «Я знаю нескольких участников рынка, которые готовятся вернуть себе резервы. Они формально отразятся на бумаге как прибыль. Собственно, для того чтобы получить названную Игнатьевым цифру, достаточно закрыть всего пару-тройку кредитов. Например, Сбербанк выдал АвтоВАЗу миллиарды рублей — резервы под этот кредит могут измеряться теми же цифрами», — говорит Мехряков.
По мнению еще одного банкира, банки могут получить рост прибыли также за счет дохода по госбумагам. В октябрьском обзоре Центробанка указано, что с начала года ценных бумаг, приобретенных банками, в денежном эквиваленте стало больше в два раза.
«Так или иначе анонсированная Центробанком прибыль с точки зрения экономики пока ни на чем не основана. Сейчас порядка 150 банков имеют убытки, и дай бог, если по итогам года они выйдут в ноль», — говорит Мехряков.
В то же время Сергеев более оптимистичен. Он соглашается с тем, что прибыль в этом году будет скорее техническая, чем реальная, однако отмечает ряд позитивных моментов, которые в дальнейшем дадут уже реальный положительный финансовый результат.
«Во-первых, все проблемные кредиты уже прояснены. Они либо реструктуризированы, либо с должника уже взыскивается имущество, которое потом, после его продажи, обернется для кредитной организации деньгами. Соответственно, банки возвращают себе деньги и резервы, которые могут пускать на развитие бизнеса, то есть на кредитование. Во-вторых, банки с учетом госпомощи и депозитов уже имеют большую ликвидность, которую должны направлять в кредиты, иначе их бизнес будет бессмысленным. За хранение денег надо платить проценты, которые в итоге могут поглотить все денежные накопления. Так что кредитование неизбежно будет расти», — резюмирует банкир.
В стабильность банковской системы России поверили и в рейтинговом агентстве Moodys, изменив прогноз развития с «негативного» на «стабильный». В агентстве свой шаг обосновали хорошим объемом капитала, резервов и ликвидности в целом. «Важным фактором, по мнению Moodys, является наличие у российских банков значительного запаса прочности, состоящего из капитала и сформированных резервов по кредитам. Данный запас прочности, по нашим расчетам, является достаточным для покрытия ожидаемых потерь по кредитам. Наше мнение подкрепляется сценарным анализом, что также поддерживает «стабильный» прогноз по банковскому сектору», — отметил вице-президент агентства Moodys, старший аналитик Евгений Тарзиманов.
По мнению главного экономиста банка «Открытие» Владимира Тихомирова, полное оздоровление банковского сектора займет еще не менее двух лет.
Екатерина ШОХИНА