Министр финансов США заявил о необходимости ввести общемировые правила на валютных рынках. Такое предложение придется по вкусу не всем, тем более что нечто подобное мировая экономика прошла в середине 80-х.
Курсы доллара, евро и иены находятся в настоящее время в примерном балансе, и Вашингтон не проводит сознательную политику девальвации национальной валюты, заявил министр финансов США Тимоти Гайтнер в интервью The Wall Street Journal.
Рынок расценил эти слова как свидетельство того, что США не видят оснований для дальнейшего ослабления доллара; курс доллара на мировом рынке вырос в ходе торгов в четверг.
Гайтнер высказался за то, чтобы внутри стран G20 были согласованы общие нормы валютной политики.
«На данный момент нет установленных понятий того, что справедливо», — отметил он.
Кроме того, глава американского минфина планирует использовать встречу министров финансов и глав ЦБ G20, которая начинается в четверг в южнокорейском городе Кенджу, чтобы убедить своих коллег усилить меры по созданию нового баланса в мировой экономике с меньшей зависимостью от американских потребителей.
«Весь мир хочет, чтобы мы наращивали сбережения, и это означает снижение американского спроса для остального мира. Спрос будет обеспечиваться из других источников», — сказал он.
США настаивают на введении «двадцаткой» численных показателей, которые позволят судить об устойчивости активного или пассивного сальдо внешнеторгового баланса отдельных стран и, таким образом, станут мерилом прогресса по обеспечению сбалансированного мирового роста.
Гайтнер разделил мировые валюты на три группы, сообщает «Интерфакс». К первой группе он отнес валюты, которые «недооценены, как это ни измерять», прежде всего китайский юань. По мнению Гайтнера, если темпы укрепления юаня, наблюдающиеся с сентября, сохранятся, это поможет компенсировать недооцененность.
Во вторую группу входят «страны с развивающейся экономикой с гибкими валютными курсами, которые проводят интервенции на валютном рынке или вводят налоги для уменьшения рисков инфляционного давления», сказал Гайтнер. США не возражают против такой политики, добавил он. В этой группе, например, находится Бразилия.
Третья группа включает «основные валюты, которые сейчас находятся в примерном балансе», то есть доллар, евро, иену.
Эксперты сходятся, что соглашения в Корее достигнуть будет сложно.
«Сильные колебания валют негативно влияют на мировую экономику. Они вредны как для стран-экспортеров, так и для стран-импортеров. С этой точки зрения введение общих норм валютного контроля — вещь нужная. В среднесрочной и долгосрочной перспективе от этого выиграют все. Но достичь соглашения будет очень сложно. Например, Китай в краткосрочной перспективе может понести потери
«В настоящее время влияние Китая на мировую валютную систему велико, — говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. — Действия Центробанка этой страны во многом являются ориентиром для других участников рынка. Конечно, китайцам невыгодно укреплять свою валюту, но прогнозировать, что это произойдет, все-таки можно».
По словам аналитика, за последний месяц Китай повысил курс своей валюты на 2%. Учитывая этот тренд, можно говорить об укреплении юаня на 20% в течение ближайших двух лет. «Китайцы понимают, что все участники мировой финансовой системы сидят в одной лодке. Поэтому к компромиссу с европейцами и американцами они все-таки придут. Иначе экономики Европы и США окажутся в плачевном положении, и китайцам просто некому будет продавать свои товары», — считает Александр Осин.
«США пытаются реинкарнировать идею соглашения «Плаза» — договора, заключенного в 1985 году между центральными банками пяти ведущих на тот момент капиталистических стран (Франции, Германии, Японии, Великобритании и США). В то время это было сделано, чтобы противостоять укреплению доллара», — говорит старший экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова.
По ее словам, на заседании министров финансов американцы попытаются заставить стороны прийти к соглашению. «В основу плана американцев лягут два предложения. Первое — согласовывать монетарные планы правительств, второе — запретить проведение незапланированных валютных интервенций. Достичь соглашения будет очень сложно, но не невозможно. Хотя оно противоречит риторике валютных войн, наметившейся в последнее время», — считает Наталья Орлова.
Напомним, по итогам мер, принятых в соответствии с соглашением «Плаза», курс доллара относительно европейских валют и йены резко упал. Это увеличило экспорт из США. Одновременно вырос импорт европейских стран. Японские товары стали менее конкурентоспособны на мировом рынке. Тогда же за центробанками закрепилась функция регулирования обменных курсов валют.
Константин КОБЯКОВ