Вчера список лидеров роста на ММВБ практически соответствовал программе приватизации. Первые четыре строчки заняли ВТБ, Сбербанк (обыкновенные и привилегированные бумаги) и «Роснефть».
Попадание компании в приватизационный список — отличный повод для роста, считает вице-президент отдела клиентских операций с акциями «Тройки диалог» Алексей Долгих. Участники рынка отмечают, что по некоторым бумагам были заданы даже ориентиры: например, ФСК, по словам Шувалова, будет приватизироваться по номиналу — 50 коп. за акцию, которая накануне стоила 36 коп. Вчера капитализация ФСК выросла на 3,3%. Инвесторы понимают, что приватизация будет на более высоких уровнях и государство будет стараться создавать позитивный фон для роста капитализации на ближайшую перспективу, уверен руководитель департамента по операциям с акциями «Уралсиб кэпитал» Олег Воротницкий.
Акции «Транснефти», не вошедшие в программу, двигались в противоположном направлении, потеряв 5,6%. «С ней тоже все понятно: вышла новость, она негативная, надо продавать», — считает руководитель торгового отдела Rye, Man & Gor Securities Павел Дородников. «Транснефть» сильно росла на слухах о приватизации и, когда сказали, что это нереалистичный сценарий, народ разочаровался, согласен Воротницкий.
Для скачка акций госбанков есть еще несколько причин, в том числе согласование опционной программы для менеджеров Сбербанка, полагает Долгих. О получении «принципиального согласия» ЦБ вчера заявил президент Сбербанка Герман Греф. И хотя это не стало неожиданностью, объем торгов акциями банка стал максимальным за год — 38,8 млрд руб.
После согласования программы опционов не за горами выпуск депозитарных расписок, а с ним и рост капитализации
Фундаментальных причин для роста нет, отмечает Долгих, поэтому вчерашний рост вряд ли станет трендом для рынка.
Старая идея
За 2004—2005 гг. акции «Газпрома» подорожали в 5,14 раза, Сбербанка — в 5,03 раза, «префы» «Транснефти» — в 3,9 раза. Индекс РТС за это же время вырос всего на 98,4%. Акции подконтрольных государству компаний вошли в моду осенью 2003 г., после дела ЮКОСа. Инвесторы неожиданно обнаружили, что все «голубые фишки» — колоссы на глиняных ногах, бизнес которых можно запросто разрушить, достав скелет из шкафа основного владельца. В апреле 2004 г. неподтвердившихся слухов об аресте совладельца «Норильского никеля» Владимира Потанина оказалось достаточно, чтобы за два дня компания потеряла 15% стоимости. Крупные налоговые претензии получали «Сибнефть» (сейчас — «Газпром нефть», ее акции за день падали на 7%), ТНК и др. В декабре 2004 г. налоговики потребовали $157 млн от «Вымпелкома» — его капитализация за три дня сократилась на 37%.
Даниил ЖЕЛОБАНОВ, Алексей РОЖКОВ, Антон ТРИФОНОВ