Восстановление промышленности к докризисным показателям идет чрезвычайно медленными темпами. Однако несмотря на отсутствие существенных положительных изменений в динамике большинства индикаторов, руководители полны оптимизма.
РБК daily проанализировала четыре рейтинга настроений в бизнес-пространстве России. Результаты оказались неоднозначными: вместо единого вектора ожиданий получилась почти равносторонняя «роза ветров».
Согласно бюллетеню конъюнктурных опросов ИЭП, промышленность в России демонстрирует настолько минимальный рост, что о существенных положительных изменениях говорить невозможно. Более того, судя по оценке запасов и политике занятости, предприятия показывают растущую неуверенность в завтрашнем дне.
«Темп роста продаж сентября составил +2 балансовых пункта. Это лучше августовских значений (-3), но по-прежнему не настолько отличается от нуля, чтобы говорить о значимом росте спроса на промышленную продукцию», — говорится в бюллетене.
«Конечно, можно говорить об улучшениях, если сравнивать нынешнюю ситуацию с той, какая была полгода назад. Если же помесячно рассматривать изменения настроений на предприятиях, то в целом ожидания не блещут оптимизмом», — пояснил результаты бюллетеня его автор — завлабораторией конъюнктурных опросов ИЭП Сергей Цухло.
В основных выводах Индекса PMI банка HSBC за сентябрь для обрабатывающих отраслей России также идет речь о минимальном за шесть месяцев росте объемов производства. Компании незначительно сократили число рабочих, одновременно сократив объемы незавершенных заказов. Плюс ко всему в сентябре усилилось инфляционное давление.
Между тем результаты «Траст Индекс МСБ» свидетельствуют о «прорыве после кризиса». «Впервые с ноября 2008 года большинство российских предпринимателей перешагнуло рубеж положительной зоны», — пишут исследователи. В целом предприниматели всех сегментов бизнеса более высоко оценивают свои перспективы, нежели текущее состояние.
Данные исследования Ernst & Young «Барометр уверенности компаний» подтверждают это: руководители проявляют больше оптимизма в отношении будущего развития своих предприятий и национальных экономик, в то время как прогнозы для глобальной экономики звучат несколько более пессимистично.
«67% респондентов в большей степени уверены в перспективах экономики своих стран по сравнению с апрелем нынешнего года. В первую пятерку сейчас входят Россия (89% по сравнению с 47% в апреле) и Германия (84% по сравнению с 64%)», — резюмируется в исследовании.
Директор Центра макроэкономических исследований BDO в России Елена Матросова считает, что столь разрозненные сведения о настроениях — это нормальный отклик на конъюнктуру. «После кризиса и обвала произошел некий отскок: люди вздохнули легче, однако до сих пор не понятно, что будет дальше. Каждый смотрит на ситуацию исходя из своей психографики. Это как с вопросом о стакане: какой он — наполовину полный или пустой», — рассуждает она. По ее оценке, кризисные элементы законсервированы, но не уничтожены. Рынки находятся на искусственном питании, реальный сектор еще не работает в устойчивом режиме, вопросы рецессии и стагнации никуда не делись.
Большую разницу в настроениях начальник отдела Института макроэкономических исследований и прогнозирования Александр Виленский объясняет желанием поскорее избавиться от воспоминаний о кризисе. «Есть такой ход: если улучшить ожидания, то быстрее выйдем из кризиса, — объясняет он. — Однако маленький устойчивый рост (немногим больше 4%) — это еще не повод для чрезмерной радости. Самое страшное, что нет структурных изменений, эффективность промышленности законсервировалась с 60-х годов».
У вице-президента «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна более радужные прогнозы. «По сравнению с −30% во время кризиса, даже +5% воспринимается как «супер», — радуется он. По его словам, барометр «Деловой России» показывает хоть и не «ясно», но по меньшей мере «переменную облачность».
Анастасия ЛИТВИНОВА