Минэкономразвития наконец-то внесло в правительство законопроект о создании Банка развития, которому в перспективе могут быть переданы функции управления инвестфондом. Банк будет создаваться по сценарию МЭРТ: в форме госкорпорации, путем реорганизации Внешэкономбанка (ВЭБ) с внесением акций Росэксимбанка и Российского банка развития.
В конце прошлой недели глава МЭРТ Герман Греф сообщил, что законопроект о создании Банка развития, пусть и с разногласиями, наконец внесен в правительство и, возможно, будет рассмотрен уже в этот четверг. По словам Грефа, не исключено, что в будущем Банк развития получит полномочия по управлению инвестфондом.
Директор департамента корпоративного управления Минэкономразвития Анна Попова пояснила, что разногласия остаются с Минфином и ФСФР.
Попова отметила: Минфин недоволен сроками исключения из полномочий Банка развития функции долгового агентства. МЭРТ предлагает сохранить ее у Банка развития до 1 января 2008 года, а Минфин предлагает срок не фиксировать. В МЭРТ считают: можно было бы принять решение о «переходном периоде» и сформировать агентство по управлению внешним долгом. Минфин также просит от МЭРТ предоставить обоснования организационно-правовой формы и объяснить, почему Банк развития должен быть создан в виде госкорпорации, а не акционерного общества.
Претензии ФСФР, по словам Поповой, касаются деятельности Банка развития на рынке ценных бумаг. Дело в том, что МЭРТ предлагает не выдавать Банку развития лицензию профучастника рынка ценных бумаг, но дать право андеррайтинга по тем проектам, за которые банк отвечает. Попова также подчеркнула, что в законопроекте о Банке развития отсутствует функция управления пенсионными средствами. Таким образом, по ее словам, одновременно с решением вопроса о создании Банка развития должен быть решен вопрос о выборе государственной управляющей компании, которая займется пенсионными накоплениями, так как «по умолчанию эта функция у Банка развития не остается».
С позицией МЭРТ соглашается аналитик УК «Капиталъ» Сергей Карыхалин: сейчас основной функцией ВЭБ является обслуживание внешнего долга, а так как долгов становится все меньше и меньше, то и работы у банка убавляется. Эксперт добавляет, что передача средств пенсионных накоплений «молчунов» в управление частным УК является, безусловно, позитивной мерой: негосударственные управляющие компании имеют гораздо более широкий список инструментов для инвестирования, и результаты их работы с момента запуска реформы были лучше, чем у ВЭБ.
«Что касается самой идеи создания Банка развития, то она вполне вписывается в общую тенденцию увеличения объемов госинвестиций, наблюдающуюся в последнее время. В других странах существуют подобные структуры, занимающиеся долгосрочным кредитованием инфраструктурных, инновационных и прочих проектов, которым сложно привлечь финансирование со стороны коммерческих банков, однако в нашей стране высок риск того, что эффективность будет низкой»,— полагает Карыхалин.
В свою очередь аналитик ИК «Русские финансовые традиции» Вадим Зуев не видит, почему бы за ВЭБ не оставить функции по управлению госдолгом. «Сейчас наша страна является нетто-кредитором, и поступления от выплат других стран по кредитам могли бы стать дополнительным источником средств для Банка развития»,— говорит эксперт.
Алексей САВКИН