Замглавы Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров заявил о разработке совместно с итальянцами новой концепции приватизации принадлежащих государству небольших пакетов акций российских банков. Всего на продажу предполагается выставить доли более чем в 150 банках. При этом, в отличие от так и не реализованной программы продажи миноритарных долей образца 2001 года, новая попытка сбыть неликвид может увенчаться успехом. По мнению экспертов, надеяться на это позволяет рост интереса к банковскому сектору не только стратегических, но и портфельных иностранных инвесторов.
В пятницу замглавы ФАС Андрей Кашеваров сообщил о старте проекта по развитию конкуренции в российском финансовом секторе. В его рамках ФАС при участии итальянских регуляторов финансового рынка разработает концепцию приватизации банков и план действий в этой области, который будет представлен на согласование Минфину, ЦБ, МЭРТу и ФСФР. При этом, по словам господина Кашеварова, «в первую очередь стоит задуматься о приватизации банков с миноритарными госпакетами — менее 25%, поскольку подобное использование бюджетных средств малоэффективно». Первый этап реализации программы планируется завершить в декабре 2007 года.
Инициатива ФАС не первая попытка разгосударствления банковского сектора. В начале 2000-х правительство проводило инвентаризацию госдолей в банках с последующей продажей миноритарных пакетов. Однако желающих их приобрести почти не нашлось. Сейчас перспективы продажи эксперты оценивают гораздо лучше. «Кризис 1998 года подорвал и без того не слишком большие достижения банковского бизнеса,— говорит аналитик банка Траст Евгений Надоршин.— Сейчас этот сектор рынка развился, а экономическая ситуация гораздо спокойнее».
Аналитики затруднились с оценкой финансового эффекта от продажи государством банковских акций. «Если раньше коэффициент при покупке составлял один-два банковских капитала, то сейчас мультипликатор превышает три,— размышляет председатель совета директоров Москоммерцбанка Андрей Савельев.— Несомненно, государство решило этим воспользоваться и сделать еще одну попытку». «В открытом доступе нет ни абсолютных, ни относительных данных о масштабах участия государства в банковском секторе,— сказала аналитик агентства Русрейтинг Елена Николаенко.— Большинство миноритарных госпакетов сосредоточено в региональных банках. Порядка 65—70% из них имеют доли участия местных властей в размере 0,5—2%».
В Италии в начале 90-х годов государство контролировало более 80% банков. Запущенный в это время процесс приватизации сократил этот показатель практически до нуля и позволил как существенно увеличить рентабельность отдельных банков, так и повысить эффективность банковского сектора в целом. При этом приватизация осуществлялась как в ходе банковских IPO, так и в процессе прямой продажи заинтересованным инвесторам.
В России государство, в том числе в лице местных органов власти, имеет долю в 213 банках из 1238. При этом доля госучастия превышает 50% в 27 банках, 25% — в 21 банке. В остальных доля участия государства меньше 25%.
Впрочем, участники рынка не сомневаются, что даже на такие небольшие пакеты удастся найти покупателей, выделив несколько потенциальных категорий инвесторов. К ним относятся существующие акционеры, которые заинтересованы в сохранении и развитии бизнеса, зарубежные банки, еще не вышедшие на российский рынок, и портфельные инвесторы, в последнее время активизировавшие покупки небольших долей в российских банках. «Для зарубежных банков, еще не вышедших на российский рынок, наибольший интерес представляют контрольные либо блокирующие пакеты»,— считает директор аналитического департамента Банка Москвы Кирилл Тремасов. В свою очередь, вице-президент Сити-банка Наталья Николаева полагает, что приобрести миноритарные госдоли могут те игроки, которые планируют выход на российский рынок в отдаленной перспективе и в ближайшее время намерены лишь присматриваться и анализировать. «Таким инвесторам интересен пакет, предполагающий участие в совете директоров»,— сказала она.
Однако наибольший интерес предложение правительства может вызвать у портфельных инвесторов. По словам Андрея Савельева, уже сейчас в России работает шесть иностранных фондов для инвестирования в российские финансовые институты. Правда, как считает эксперт, «они попытаются достичь договоренности с мажоритариями о будущей совместной продаже всего банка». С учетом сильно возросшего интереса к российскому банковскому сектору эксперты считают эту версию одной из самых жизнеспособных. Сами же банки — объекты приватизации — ничего не приобретут и не потеряют. По мнению господина Савельева, «сегодня для средних и небольших банков наличие государства среди акционеров уже не является преимущественным фактором в конкурентной борьбе».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Юлия ЧАЙКИНА