Рабочая группа по почтово-банковским услугам, созданная при Ассоциации региональных банков «Россия», подготовила законопроект, который позволит банкам принимать вклады через почту, не опасаясь претензий Центробанка. Поправки к закону об отмывании средств предполагают, что почта может идентифицировать клиента, открывающего счет в банке. На днях законопроект поступит в Госдуму. Если его одобрят, банкиры смогут активнее продвигать «почтовые» вклады.
Несколько месяцев назад, обратившись в ЦБ за разъяснениями, как именно банкирам можно принимать вклады через почтовые отделения, рабочая группа при ассоциации «Россия» получила от регулятора ответ, что в рамках действующего законодательства это невозможно. Теперь группа подготовила поправки в закон о противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Они призваны устранить сомнения в трактовке закона. В тексте законопроекта сказано, что «идентификация физического лица (его представителя), имеющего намерение открыть счет (вклад) в кредитной организации, может быть осуществлена организацией федеральной почтовой связи». Банкам, принимающим «почтовые» вклады, разрешается открывать счета клиентам через почтовые отделения при соблюдении двух условий: обязательного получения банком от почтового отделения сведений о клиенте, открывающем счет (или о его представителе), и обязательного личного присутствия клиента (представителя) в почтовом отделении. Порядок передачи информации устанавливается договором между банком и почтой.
«На днях законопроект будет внесен в банковский комитет Госдумы. Рекомендовать его к рассмотрению мы успеем до конца декабря»,— отметил зампред банковского комитета Госдумы, президент ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков. По его словам, концепция документа в целом не должна встретить возражений, его ждут лишь технические доработки.
«Поправки вполне ожидаемы в свете недавнего выступления президента России, который говорил о вовлечении почты в оказание финансово-кредитных услуг населению»,— радуется начальник управления развития сети Межпромбанк Плюс Сергей Чарихов. «Разумеется, для успешного развития почтово-банковских услуг одного закона мало. Почта должна создать простую и удобную технологию идентификации клиента, чтобы предложить ее банкам в качестве услуги»,— добавил он.
«На мой взгляд, действующий закон и так дает возможность почте идентифицировать клиентов и принимать от них деньги, которые затем направляются в банк переводом,— так, например, предлагает Связьбанк»,— отметила советник президента Связь-банка Ольга Прокофьева. По ее мнению, и почта, и кредитные организации имеют право принимать деньги от населения, у них есть надзорные органы и правила внутреннего контроля. Вопрос только в том, может ли почта идентифицировать клиента для открытия ему счета в банке. «Центробанк трактует действующий закон таким образом, что идентификация клиента может производиться только в банке и только работником банка. Поэтому у банков нет иного выхода, кроме как предложить поправить закон. Но это совершенно излишний и затратный путь»,— уверена Прокофьева.
Банкиры отметили, что при открытии вкладов через почту могут возникнуть спорные вопросы. Например, кто отвечает за сохранность денег, принятых через почтовое отделение,— почта или банк? К кому предъявлять претензии клиенту, если деньги не дойдут до банка? Возможно, этот вопрос будет дополнительно проработан в законопроекте, а пока банкиры считают, что им предстоит делить ответственность с почтой.
«За деньги, поступившие во вклад, отвечает банк. Отношения банка и вкладчика регулируются договором банковского вклада»,— отмечает Чарихов. Но если средства направлены почтовым переводом, до момента, пока он не поступил на корсчет банка, ответственность перед отправителем перевода несет почта, говорит он. Отношения отправителя перевода с почтой регулируются правилами оказания услуг почтовой связи.
Елена ХУТОРНЫХ