В Еврокомиссии считают, что российские протекционистские меры угрожают замедлить восстановление европейской экономики. Недовольство европейцев имеет под собой реальные основания, но эти страны и сами являются наиболее неприветливыми для российских товаров и инвестиций.
Как говорится в исследовании Еврокомиссии, с 2008 года крупнейшие торговые партнеры ЕС ввели 332 заградительные меры, продвигая импортозамещение. Несмотря на неоднократные заявления членов стран G20 о противодействии подобным мерам, за последние шесть месяцев было введено более 60 новых санкций, которые повлияли на 1,7% экспорта ЕС.
«Россия в очередной раз признается торговым партнером с самыми жесткими заградительными мерами с начала кризиса», — отмечает Еврокомиссия. За Россией по степени ослабления протекционизма называются Китай, Бразилия, Аргентина, ЮАР. В списке также упомянуты Украина и Белоруссия.
«Крупнейшим экономикам мира необходимо отказаться от заградительных мер, которые мешают росту ВВП. Это особенно опасно в современной ситуации, когда восстановление экономик идет очень медленными темпами. Чтобы развивать мировую экономику, мы должны уничтожить эти барьеры. Необходимо акцентировать внимание на этой проблеме на саммите G20 в Сеуле», — заявил еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт.
Встреча пройдет в декабре. Тогда же ЕС объявит о конкретных мерах по противодействию протекционизму, сообщает Reuters.
Между тем, по данным мониторинга Минэкономразвития, внешнеторговый оборот России, в январе-сентябре этого года увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 35,1% и составил 458,5 млрд долларов. Экспорт вырос на 37,9%, импорт — на 30,8% (до 172 млрд долларов). Опережающий рост экспорта объясняется существенным повышением цен на энергоресурсы. При этом в министерстве отмечают, что в противоположность экспорту, в 2010 году импорт отличался восходящей поквартальной динамикой.
Одновременно Евросоюз продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером России. Его доля во внешнеторговом обороте составила за январь-сентябрь 49,6% (в январе-августе 2009 года — 50,5%). Причем рост внешнеторгового оборота с этой группой стран в январе-августе 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года составил 37,0%. Экспорт вырос на 42,3%, импорт — на 25,6%.
Лидирующие позиции в торговом обороте с Россией среди стран-членов Евросоюза по-прежнему занимают Нидерланды, Германия и Италия, на долю которых приходится почти 48,3% внешнеторгового оборота с Европой.
В Минэкономразвития подчеркивают, что импорт продолжает быстро восстанавливаться благодаря укреплению рубля по отношению к валютам основных торговых партнеров (за январь-сентябрь укрепление составило к доллару 2%, а к евро — 14,8%), постепенному оживлению экономики, частичному восстановлению внутреннего спроса, а также улучшению условий кредитования.
И если страны ЕС обвиняют Россию в протекционизме, то аналогичную политику относительно российских товаров Минэкономразвития фиксирует со стороны многих других государств. По данным министерства, против российских товаров протекционистские меры в этом году применяют Австралия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Киргизия, Мексика, Молдавия, Перу, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Республика Корея, Украина, Филиппины, а также страны-члены ЕС как таможенный союз. При этом максимальное количество ограничительных мер действует как раз в ЕС, а уже затем, в меньшем масштабе, в США, на Украине и в Белоруссии.
Как считает директор аналитического департамента инвестгруппы «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский, разумеется, со стороны России протекционизм имеет место, но исследование Евросоюза отражает лишь то, что европейцы стараются «тянуть одеяло на себя».
«Летом наши контрольные ведомства довольно активно занимались качеством европейских товаров. В один из конфликтов даже активно вмешался Саркози, который негодовал, почему смеют вводить ограничения против мяса, которое продается внутри ЕС. Но Россия не член ВТО, к чему много причин — от истории с Грузией до демпинга нашей стали, — а поэтому с нас и взятки гладки. И право вводить пошлины — это такое же внутреннее дело России, как и право Китая регулировать курс юаня», — заявил BFM.ru экономист.
Аналогичного мнения придерживается и начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев: во-первых, мы не члены ВТО, и, следовательно, вольны делать то, что хотим. А во-вторых, европейцы не слишком приветливы к нашим экспортерам, например, стальной продукции и нашим инвесторам.
В целом Рожанковский положительно оценил нынешнюю тарифную политику, отметив, что есть множество позиций, где надо создать преференции и поддержать отечественного производителя, который, например, по курятине и многим продуктам способен удовлетворить внутренний спрос.
По его мнению, специфика момента состоит в том, что если до кризиса российские власти закрывали глаза на рост импорта, то сейчас это не так. При этом в текущем году произойдет небольшой отток по капиталу, что свидетельствует о том, что инвестиции, в том числе европейские, в страну не идут. «Раз здесь нет европейских денег, и одновременно все время раздаются упреки, что у нас не такая институциональная среда и нет того или иного, то, я считаю, мы имеет право поджать импортеров, так как у нас нет перед этими странами обязательств, — комментирует Владимир Рожанковский. — О мести речи нет, но это мудрая позиция, которая подталкивает Западную Европу и другие страны, чтобы они инвестировали капитал, а не везли сюда как в 1990-ые годы ножки Буша и датскую ветчину, в которой 70% растительных жиров и крахмала».
Алексей ЩЕГЛОВ