Вчера Ассоциация региональных банков России (Ассоциация «Россия») сообщила, что Федеральная служба страхового надзора (ФССН) выдала предписание страховой компании РОСНО, которая с апреля 2006 года по настоящее время не исполняет взятых на себя обязанностей, согласно генеральному соглашению между уральской дирекцией страховщика и Уралтрансбанком (УТБ) по страхованию рисков при предоставлении потребительских кредитов.
Данное соглашение, действующее с ноября 2004 года, предусматривает, что уральское подразделение РОСНО является основным страховщиком рисков невозврата потребительских кредитов заемщиками банка. Но ни по одному из произошедших страховых случаев банк, по его версии, ни возмещений, ни мотивированного отказа в его выплате не получил. По сообщению УТБ, «РОСНО ведет себя недобросовестно не только в отношении своих клиентов, но и акционеров, утаивая реальную картину происходящего и предоставляя недостоверную информацию».
Вчера зампред правления УТБ Андрей Спицин сообщил РБК daily, что РОСНО не возместило банку существенный объем выплат, которые должно было давно осуществить. Кроме того, Андрей Спицин подтвердил, что УТБ действительно обратился в ФССН, которая, рассмотрев документы банка, выдала 27 ноября РОСНО предписание, согласно которому страховщик обязан исправить свои ошибки.
В ответ на заявления банка РОСНО вчера разослала пресс-релиз, в котором сообщила, что во взаимоотношениях РОСНО и УТБ по договорам страхования потребительских кредитов сложилась практически тупиковая ситуация. По мнению страховщика, это связано «с неконструктивной позицией банка, отказывающегося предоставить РОСНО документы, необходимые для признания заявленных событий страховыми случаями (п.10.2 Генерального соглашения)». В РОСНО настаивают на том, что течение пяти месяцев неоднократно обращались с запросами о предоставлении документов, предусмотренных генеральным соглашением с банком, которые, однако, до настоящего времени не были удовлетворены.
В РОСНО также заявили, что проверка документов, предоставленных банком, выявила ряд нарушений со стороны УТБ, в частности: «в перечне событий содержалось множество повторных заявлений об одном и том же событии, за счет чего запрошенная банком к выплате сумма была безосновательно увеличена более чем на 28 млн руб.». Согласно сообщению страховщика, «в июле 2006 года материалы данной сверки были направлены в банк, но до сих пор они не рассмотрены по существу». В связи с вышеизложенным, РОСНО обратилась в ФССН с просьбой отменить предписание, выданное службой на основании рассмотрения обращения УТБ.
В ответ на обвинения РОСНО Андрей Спицин заявил РБК daily, что «заявление РОСНО о том, что мы не предоставили страховщику какие-либо документы, не соответствуют действительности. Мы предоставили в ФССН все документы, на основании которых служба и приняла решение выдать страховщику предписание».
«Я не слышал, чтобы у РОСНО были подобные проблемы с другими банками», — говорит генеральный директор СК «Стандарт-Резерв» Виктор Юн. В то же время генеральный директор «Капиталъ Страхование» Олег Тишкин считает, что если речь идет о потребкредитах, то «при страховании данных рисков суммы выплат достаточно небольшие». По словам Олега Тишкина, спор между страховщиком и банком, скорее всего, связан с тем, что последний не предоставил документы. «Мы не работаем с РОСНО по программе страхования финансовых рисков при кредитовании физлиц. Однако я ни разу не слышал о том, чтобы РОСНО не производила выплат по такой программе другим банкам. Скорее всего, ситуация связана с юридической коллизией», — отметил старший вице-президент Связь-Банка Аркадий Комягинский.
Юрий НЕХАЙЧУК, Елена ГРИГОРЬЕВА