Международный финансовый центр у нас создается примерно так же, как строится инновационная экономика посредством реализации проекта «Сколково».
Вот и новому мэру Москвы при его вступлении в должность напомнили, что Москва должна стать международным финансовым центром (МФЦ), точнее, теперь уже евразийским финансовым центром. Что же, идея греет, хоть и не нова: еще пару лет назад она была озвучена высшим руководством страны.
Однако меня лично никогда не покидало ощущение, что мы хотим «поставить телегу впереди лошади». Важно соизмерять желания с возможностями, а вот подобного удовлетворительного анализа чего-то видеть не приходилось.
Создание проектной группы по созданию МФЦ при президентском совете по финансовым рынкам — мероприятие, может быть, и нужное, но из разряда организационных. А где главное — содержательная работа? Прежде всего, системный анализ того, что уже есть в России для создания МФЦ, что и по каким направлениям необходимо сделать, чтобы Москва действительно таким центром стала?
Мне возразят: есть концепция, согласно которой за пять лет (счет идет с 2008 года) путем развития фондового рынка и биржевой инфраструктуры, приняв соответствующие законы, мы и создадим МФЦ в Москве. Есть план мероприятий по созданию МФЦ в Российской Федерации, утвержденный в июле 2009 года. Он насчитывает почти полсотни разного рода мероприятий, реализация которых направлена на развитие российского финансового рынка. Но будет ли этого достаточно? Думается, нет.
Мероприятия будут выполнены. Может быть, даже будет громогласно объявлено, что теперь Москва — международный финансовый центр, но реально никаким центром она к обозначенному сроку не станет.
Будет или не будет Москва МФЦ — зависит в огромнейшей степени от того, станет ли она таковым для мирового экономического сообщества. Мы можем сколь угодно много и громко заявлять о том, что разного рода планы по созданию МФЦ выполнены. Однако не эти заявления будут иметь решающее значение.
Раз так, важно посмотреть, как сегодня оценивается в мире развитость российской финансовой системы. Всемирный экономический форум (World Еconomic Forum) ежегодно подготавливает отчет (Thе Financial Dеvеlopmеnt Rеport), в котором оценивается уровень развития финансовых систем мира. По последнему отчету (2009 год), Россия в соответствующем рейтинге занимает более чем скромное 40-е место (из 55 стран).
Общее количество оцениваемых показателей (факторов), на основании которых строятся рейтинги, — 118. Уж если у нас есть притязания на МФЦ, важно посмотреть: сколько насчитывается показателей (факторов), по которым Россия занимает реально высокие места. Таковых в отчете за 2009 год набралось всего лишь 6 (из 118!). В то время как у США таких «высоких» показателей — 38, у Великобритании — 34, у Сингапура — 52. Вот она — дистанция от стран, которые могут похвастаться созданием не просто международных, но по-настоящему мировых финансовых центров.
Высокую оценку нам ставят по таким показателям, как «стоимость регистрации собственности», «изменения эффективного валютного курса», «управляемость госдолга» и т. д.
Пусть меня упрекнут в «механистичности» подхода, но очевидно, что число «высоких» показателей у России, претендующей на статус страны с международным финансовым центром, должно быть раз в пять (!) больше.
Ориентируясь на используемый Всемирным экономическим форумом список показателей, Россия должна радикально улучшить места по следующим из них: либерализация финансового сектора (52 место из 55 по рейтингу 2009 года), защита интересов миноритариев (54 место), степень целевого использования бюджетных средств (48 место), уровень коррупции (53 место), независимость судов (52 место), степень защиты интересов кредиторов и заемщиков (49 место), степень гармонизации налогов и субсидий (48 место) и т. д.
Как видим, развитость финансовой системы страны оценивается в мире далеко и не столько с помощью чисто финансовых показателей. Большое значение имеет развитость важнейших экономических институтов. Это нам может показаться, что работа по соответствующим направлениям не имеет прямого отношения к созданию МФЦ. В мире же другое представление о том, какие страны могут считаться государствами с развитой финансовой системой, и, соответственно, о том, что может свидетельствовать о сформированности международного финансового центра в том или ином месте.
Мы не просто можем, мы обязаны использовать подобные рейтинги для составления соответствующих планов. Пока же важно признать, что Россия еще очень и очень далека от создания МФЦ. Ничего подобного у нас к 2013 году не появится. Очередные планы оказались очередным благим намерением.
То, на что сегодня направлены усилия по созданию МФЦ — развитие финансовой инфраструктуры, расширение инструментов финансового рынка и т. п. — является на самом деле элементами «тонкой настройки». Все это, безусловно, необходимо делать: создавать возможности для получения российскими расчетными депозитариями лицензии небанковской кредитной организации, совершенствовать залоговое законодательство в части введения системы регистрации залога движимого имущества, вводить в законодательство понятие «безотзывной банковский вклад физических лиц» и т. д. Однако без решения проблем фундаментального характера (см. показатели, по которым Россия находится в самом конце рейтинга) никакие финансовые «прибамбасы» не помогут.
Пока МФЦ у нас создается примерно так же, как и строится инновационная экономика посредством реализации проекта «Сколково»: желание заявлено, амбиции постоянно подтверждаются, однако соответствующая деятельность явно выстраивается без должного анализа и глубины проработки вопроса. Боюсь, что и результат будет одинаковым, и нетрудно догадаться, каким.
Игорь НИКОЛАЕВ
Автор — директор департамента стратегического анализа компании ФБК