Среди стран БРИК Россия наименее привлекательна для открытия офиса международных компаний, несмотря на хорошие ожидания их руководства относительно перспектив развития бизнеса в стране, свидетельствует октябрьский опрос 239 компаний, проведенный группой BDO. Рынок РФ по-прежнему не имеет ограничений по спросу, но расти, опираясь на внутренние ресурсы, здесь намного сложнее, чем в Китае, где рост почти не ограничен, Индии и Бразилии, а также в США.
Рынки стран БРИК и США остаются приоритетными для руководителей компаний при планировании международной экспансии бизнеса — такой вывод следует из опроса, проведенного BDO в сентябре 2010 года. Однако среди стран БРИК в абсолютном выражении российский рынок является менее привлекательным для иностранных компаний, чем другие,— на него готовы выходить 12% опрошенных против 43% выбирающих Китай, 27% — Индию и 18% — Бразилию.
В исследовании BDO участвовали руководители высшего звена и бизнес-направлений (генеральные директоры, финансовые директоры, директоры по ИТ, директоры по маркетингу, руководители международных подразделений) 237 компаний с объемом продаж от $50 млн до $2 млрд (общая доля компаний с выручкой в интервале $50—499 млн — более 60%), имеющих международные офисы за пределами страны расположения головного офиса и/или прогнозное увеличение выручки от международной деятельности в течение следующих трех-пяти лет.
95% компаний, участвовавших в обзоре BDO, уверены в успешной реализации программы выхода на международные рынки, при этом страны БРИК, Азиатско-Тихоокеанского региона, США и ЕС назывались приоритетными рынками для экспансии. Россия остается для значительной части опрошенных рынком, от которого не ожидается особенных проблем — так, только 8% опрошенных «нейтрально» оценивают перспективы крупного проекта на своем собственном рынке в России против 62% уверенных в том, что такой проект будет успешным. Тем не менее для большинства проект в КНР и Индии предпочтителен в сравнении с бразильским и особенно российским.
Иностранные компании, готовые работать в КНР, при этом не отмечают каких-либо серьезных проблем для расширения бизнеса в Китае. Применительно к Индии главное упоминание проблем — «ограничение в отношении иностранного владения» индийскими активами. Для сравнения: проблемами РФ названы коррупция, проблемы с этикой и необходимость поисков надлежащего руководства и персонала. В Бразилии, по данным опроса BDO, расширению собственного бизнеса помимо той же коррупции и этических проблем мешают государственный протекционизм, торговые ограничения (упоминаются и для РФ) и малая узнаваемость брендов — но это не мешает Бразилии обгонять Россию по привлекательности бизнес-среды.
Привлекательности РФ как площадки для расширения компаний не способствует соотношение удачных и неудачных попыток экспансии в исполнении предшественников — для компаний США, Канады, Австралии и Германии в России оно составляет 5 удачных попыток экспансии на 9 неудачных. Аналогичная картина во Франции — 3 удачных против 5 провалов, в КНР же, к примеру, 22 удачи приходится на 9 неудач, 13 успешных выходов на рынок США сопровождались 6 неудачными. При всех преимуществах российского рынка, констатирует опрос BDO, рынок России — это «рынок неудач». Отметим, опрос, по сути, демонстрирует «преждевременную зрелость» российского рынка для международного бизнеса: значительное число неудачных проектов характерно для рынков с высокой конкуренцией при сложившемся распределении ролей на нем, прежде всего в странах ЕС.
Исходя из данных опроса BDO, иностранные компании в России не считают рынок исчерпывающимся с точки зрения потенциального спроса. Среди наиболее значимых факторов, способствующих успешной реализации программы выхода на международные рынки, применительно к России в результатах опроса отмечены именно размер рынка (население) — еще одним позитивным фактором отмечают уровень развития технологий и возможность занять лидирующее место на рынке. В КНР потенциальных инвесторов привлекают темпы роста, в Индии помимо этого политика, поддерживающая конкуренцию, а также низкая стоимость рабочей силы, в Бразилии в первую очередь высоко оценивают возможности для слияний и поглощений.
Российские же участники опроса BDO указывают помимо бюрократии и госпротекционизма две ранее не отмечавшиеся проблемы с международной экспансией — «отсутствие достаточного количества внутренних ресурсов» и проблемы управления экологическими рисками. Очевидно, эти обстоятельства важны и для проектов иностранных компаний в РФ: причины отставания РФ в БРИК по привлекательности бизнес-среды — не проблемы спроса, а проблемы с созданием предложения, опирающегося на внутристрановые ресурсы.
«Не секрет, что мы последние в списке БРИК, хотя в Китае тоже много непонятного и неоднозначного в плане отношения к бизнесу. При этом в Китай, Индию и Бразилию инвесторы приходят для долгосрочного инвестирования, что поощряется, а в Россию скорее для торговли. Стоимость труда и большой рынок, пожалуй, единственные конкурентные преимущества РФ. Тут показательнее всего история про экологию — это скорее перефразировка чиновничьего произвола, когда под флагом экологии могут решаться другие проблемы. Наша главная проблема и общая практика — использовать одно для решения совершенно других задач»,— полагает Юлия Цепляева из BNP Paribas.
Под «дефицитом внутренних ресурсов же экономисты прежде всего подразумевают проблемы на рынке труда в РФ. «Трудовые ресурсы — это ограничение, с которым можно согласиться с точки зрения проблем найма иностранных специалистов, хотя в РФ есть возможности преодолеть эти ограничения — 13% подоходного налога и второй в мире по величине приток мигрантов. С неадекватным регулированием экологии в РФ можно согласиться, но это актуально в основном для промышленных компаний. В остальном же главная проблема РФ на фоне остальных стран БРИК — защита прав на интеллектуальную собственность и в целом исполнение законодательства, качество судебной практики»,— полагает Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank.
Олег САПОЖКОВ, Дмитрий БУТРИН, Алексей ШАПОВАЛОВ