Одной из ярко выраженных тенденций текущего года в национальных банковских системах СНГ стало повальное увлечение IPO. Причем если для корпоративного сектора IPO перестало быть экзотикой и крупнейшие частные компании стран СНГ давно привлекают средства с западных финансовых рынков, то для банков данный способ наращивания капитала в новинку.
Инструмент независимости
В странах СНГ появляются примеры успешного проведения банками IPO. Вслед за российским банком «Возрождение», разместившим свои акции на фондовой площадке РТС, в ноябре текущего года сразу два банка из стран ближнего зарубежья успешно провели размещение акций на Лондонской бирже — Казкоммерцбанк и Банк Грузии. Помимо этого еще порядка двух десятков банков из России, Казахстана и Украины собираются провести открытое размещение акций в обозримом будущем.
В чем кроется стремление банков к IPO? Еще совсем недавно господствующим мнением относительно перспектив большинства частных банков в России и других странах СНГ, особенно в отношении банков второго эшелона, являлось представление об их бесперспективности на фоне крупнейших государственных и иностранных банков, активно развивающих розничные сети на постсоветском пространстве. Но частные банки оказались более гибкими и способными предложить более индивидуализированные продукты в интересах даже небольших клиентов, что выгодно выделило их на фоне нынешних лидеров рынка.
В условиях быстрорастущего рынка крупные государственные банки оказались неповоротливы, а иностранцы оказались не способны в силу консервативной стратегии управления рисками покрыть масштабную клиентуру мелкого и среднего бизнеса, и особенно в регионах. Если совсем недавно частные банки, правильнее было бы сказать, их владельцы, видели единственную перспективу — продать бизнес по возможности дороже и предпочтительно иностранному инвестору, то сейчас ситуация поменялась. Многие банки второго эшелона осознали, что способны самостоятельно обеспечить перспективы развития и выжить в ужесточающихся условиях конкуренции, а значит, нет необходимости терять независимость и продавать бизнес.
Но появление стратегических перспектив само по себе не способно решить все текущие проблемы банков. Существующий спрос на банковские продукты со стороны растущих национальных экономик требует от банков наращивания объемов кредитования, что отражается в высоких темпах роста активов (30—35% в год). Однако высокие темпы роста банковских активов должны сопровождаться эквивалентными темпами роста капитала, иначе банки перестанут выполнять требования банковского надзора и окажутся под угрозой отзыва лицензий.
К сожалению, темпы роста банковского капитала как в России, так и в других странах СНГ отстают от темпов роста активов, составляя менее 20% в год. Основным источником роста капитала для большинства банков по-прежнему остается лишь прибыль, и при этом нет оснований полагать, что национальные банковские системы СНГ ждет существенный рост рентабельности. Напротив, рентабельность банковского бизнеса в последние годы неуклонно снижается — рентабельность капитала в 2006 году для большинства банков СНГ колебалась вокруг отметки 15%. То есть для обеспечения необходимых темпов роста банки, не надеясь на собственные силы, вынуждены искать источники наращивания капитала на стороне. В такой ситуации единственной возможностью сохранения контроля над бизнесом оказывается проведение IPO. Именно в этом кроется разгадка широкого объявления банками СНГ планируемых открытых размещений акций.
Инструмент капитализации
В первую очередь занялись организацией собственного IPO кредитные организации наиболее развитых стран СНГ — России, Казахстана и Украины, чьи банковские системы вышли на уровень, представляющий реальный интерес для портфельных инвесторов. К тому же национальное законодательство указанных стран позволяет привлечение иностранных инвесторов. Банковские системы каждого из этих трех государств, как, впрочем, и особенности их национальных экономик, имеют собственные нюансы, что нашло отражение в составе списков банков, идущих на IPO.
В России в первых рядах на IPO оказались крупнейшие государственные банки — Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ. Их IPO может произойти уже в первой половине 2007 года. Такая ситуация объясняется несколькими факторами. Эти банки испытывают острый дефицит капитала. Государственный статус напрямую отражается на их высоких кредитных рейтингах, а значит, позволяет осуществлять дешевые заимствования на внешних рынках.
Наконец, государство-владелец заинтересовано в постепенном снижении своей доли участия в этих банках, что должно позитивно отразиться на общей конкуренции в национальной банковской системе. В списки российских банков, планирующих IPO, вошли также кредитные организации из второго эшелона, которые еще острее испытывают проблему с дефицитом капитала, но при этом хотят сохранить и расширить присутствие на рынке. Парадокс российской ситуации заключается в том, что в списке российских банков, планирующих IPO, нет крупнейших частных банков, таких как Альфа-банк, МДМ, Росбанк.
Объяснение простое: за каждым из этих банков мощные финансово-промышленные группы, способные самостоятельно обеспечить приток инвестиций в банковский капитал. В Казахстане ситуация в банковской системе существенно отличается от российской, хотя и там банки испытывают потребность в росте капитала. Однако банковская система Казахстана по многим параметрам опередила в своем развитии российский банковский сектор, что нашло отражение в пресыщении банковского рынка и снижении общих темпов роста банковской системы. Низкие темпы роста означают заниженную инвестиционную привлекательность.
Что приводит к тому, что у владельцев банков пропадает мотивация поддерживать принадлежащие им банки в ситуации, когда имеющиеся средства можно с большей выгодой инвестировать в более динамичные сегменты экономики. Но в отличие от России, крупнейшие системообразующие банки принадлежат частному капиталу. И именно эти банки планируют в 2007 году провести IPO. Можно прогнозировать, что в силу тех же низких темпов роста размещение акций казахстанских банков по IPO вряд ли будет проходить по рекордным ценам.
В лучшем случае рыночная капитализация казахстанских банков-соискателей IPO будет оценена инвесторами в четыре-четыре с половиной раза выше собственного капитала. Ситуация в банковской системе Украины во многом схожа с российской — там также велики «амбиции» средних банков по проведению IPO, а в среде крупнейших частных банков перспективы IPO не пользуются особой популярностью. Крупнейшие банки предпочитают решать проблемы с недостаточной капитализацией за счет поиска стратегических инвесторов в лице иностранных финансовых институтов.
Ситуация на Украине может измениться с ростом национального кредитного рейтинга. Не совсем типичная ситуация складывается в других странах СНГ. Например, 24 ноября второй по величине грузинский банк — Банк Грузии — провел размещение акций на Лондонской бирже по рекордной цене. Рыночная капитализация банка превысила размер его собственного капитала более чем в семь раз. Такой итог можно объяснить высокими темпами роста грузинской банковской системы и особым положением, которое в ней занимает Банк Грузии, опыт которого можно пока считать исключительным не только для грузинской банковской системы, но и для стран СНГ.
Алексей БУЗДАЛИН, главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА», кандидат экономических наук