По представленным вчера Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) данным, число присылаемых банками сообщений о сомнительных операциях выросло в три раза по сравнению с прошлым годом. Число же отозванных у банков лицензий в этом году уже в полтора раза превысило аналогичный показатель прошлого года. В Минфине считают, что ситуация в борьбе с отмыванием кардинально изменилась, однако, по мнению депутатов Госдумы, эти цифры сами по себе ни о чем не говорят.
Вчера министр финансов Алексей Кудрин заявил, что ситуация в России по борьбе с отмыванием преступных доходов в текущем году изменилась кардинально. В подтверждение своего заявления он привел следующие цифры: Росфинмониторинг в 2006 году возбудил более 200 дел по отмыванию преступных доходов, Банк России отозвал у банков более 50 лицензий, в то время как за предыдущие два года было отозвано более 70. «Это говорит о том, что мы находим банки, которые проводят сомнительные операции. На компьютерах Росфинмониторинга большинство таких операций отражается, и задача заключается в том, чтобы доказать в судебном порядке наличие сомнительных операций», — заявил вчера Алексей Кудрин.
Более точные итоги работы Росфинмониторинга представил вчера на конференции «Борьба с отмыванием денег: роль банков в решении государственной задачи» заместитель руководителя ведомства Дмитрий Скобелкин. По его данным, за 11 месяцев текущего года служба получила от российских банков 5 млн сообщений об операциях клиентов, которые подлежат контролю, что в полтора раза больше, чем в 2005 году. В текущем году также повысилось количество сообщений о возможных операциях по легализации средств, полученных преступным путем, которые банки выявили в результате своих собственных программ внутреннего контроля. По словам
Впрочем, по мнению первого зампреда банковского комитета Госдумы Павла Медведева, «это вполне объяснимо, почему увеличивается количество сообщений. Экономика страны растет, вследствие этого увеличивается и количество операций на крупные суммы денег, по которым согласно закону нужно передавать данные в финансовую разведку».
Павел Медведев задается вопросом о том, «справится ли Росфинмониторинг с тем потоком данных, которые пересылают ему кредитные учреждения?». По его мнению, чтобы снизить этот поток и упростить работу службы, можно было бы разрешить банкам самостоятельно решать, какая операция является сомнительной, а какая нет. «Количество сообщений, которые присылают банки, само по себе ни о чем не говорит. Может быть, стало больше операций, о которых надо сообщать, а может быть, и наоборот, это свидетельствует о том, что банки стали допускать больше нарушений», — говорит председатель банковского комитета Госдумы Владислав Резник.
Дмитрий Скобелкин отмечает, что стало снижаться количество кредитных организаций, которые не сотрудничают с Росфинмониторингом, правда, назвать их число отказался. «Я знаю, что таких банков сейчас остались единицы. Я не могу сказать, что они
Наталья СТАРОСТИНА