Проведенные в этом году IPO российских компаний показали парадоксальные результаты. В то время как акции одних компаний после размещения показывали существенный рост, акции других начинали падать после размещения — об этом говорится в проведенном инвестиционным банком Dresdner Kleinwort анализе российского рынка IPO.
Вчера банк Dresdner Kleinwort представил «Годовой обзор российского бизнеса», где, в частности, был изложен сравнительный анализ проведенных российскими компаниями IPO. Кен Робинс, отвечающий за деятельность Dresdner Kleinwort на рынках акционерного капитала развивающихся стран, в том числе и России, отметил, что инвесторы были «удовлетворены размещением IPO «Роснефти», NVR и «Магнита». Тем не менее на рынке IPO российских компаний не все так гладко, как кажется на первый взгляд. «Некоторые сделки были неудачными, прямо будем говорить», — признался вчера Кен Робинс. Он пояснил: «Некоторые IPO показали результаты ниже ожидаемых по одной из двух причин: либо компания не сумела оправдать прогнозы аналитиков или ожидания руководства, либо компании были слишком агрессивны в установлении цены IPO, полагаясь больше на спекулятивный, чем на более устойчивый качественный спрос».
По данным Dresdner Kleinwort, шесть из пятнадцати размещений акций российских эмитентов оказались невыгодными для инвесторов: после проведения IPO стоимость бумаг снизилась. Рекордсменом в этом отношении стало размещение в начале февраля Trader Media East, цена которого пришлась ровно на середину заявленного букраннерами ценового коридора, после чего к 27 ноября цена акций упала на 40%. На рынке говорят, что падение стоимости акций Trader Media East произошло
Стоимость акций компании «Разгуляй» при размещении была определена по верхней границе ценового коридора, а в итоге с начала марта подешевела на 20%. На 14% упали акции «Северстали» и добывающей компании «Шахта «Распадская», которые организовали размещение 6 ноября, при этом цена размещения была близка к середине ценового коридора. IPO, проведенное «Северсталью», участники рынка называют «трудным». Велика вероятность того, что после успешно проведенного IPO ТМК в октябре этого года при размещении в ноябре «Северстали» значительная часть ее акций была скуплена спекулятивными инвесторами. По разным оценкам, выкупленная ими доля акций «Северстали» составила 20—40% от общего объема размещения. В «Северстали» и ТМК вчера отказались от комментариев, сославшись на то, что «продолжается тихий период».
В случае же с шахтой «Распадская» участники рынка говорят: не исключено, что неправильная оценка акций компании была дана букраннерами: Credit Suisse, Deutshe Bank и Morgan Stanley. Однако исполнительный директор отделения персонального банковского обслуживания Credit Suisse в Цюрихе Михаэль Влахович сообщил вчера РБК daily: «Размещение Trader Media East, шахты «Распадская» и Челябинского цинкового завода прошло успешно. Если после размещения цена на акции и снизилась, то это произошло не
Выгодными для инвесторов оказались восемь из пятнадцати размещений российских эмитентов. Наибольший прирост (57%) получили акции «СТС Медиа», чье IPO сначала было невыгодным для эмитента: итоговая цена размещения оказалась на 10% ниже изначально обозначенной букраннером нижней границы ценового коридора. Вторым по доходности вложением для инвесторов оказались акции ТМК — их размещение прошло по верхней границе ценового диапазона, после чего они подорожали еще на 33%. Несмотря на близость цены акций компании «Магнит» к верхней границе ценового диапазона при размещении, к 27 ноября бумаги эмитента выросли на 27%. Почти так же, на 26%, подорожали акции ОГК-5, которые при размещении тоже были близки к верхней границе ценового диапазона.
Наиболее известное IPO — размещение «Роснефти» — оказалось не столь прибыльным, хотя цена размещения также была близка к верхней границе ценового диапазона: бумаги этого эмитента подорожали к 27 ноября лишь на 22%. Сервисная нефтяная компания Cat Oil (акционеры которой близки к ЛУКОЙЛу) подорожала после размещения на 16%, даже после того, как цена размещения определилась по верхней границе ценового коридора.
Кирилл ЯЧЕИСТОВ, Борис ДЕРЕВЯГИН