Общая стоимость товаров, которые петербургские покупатели оплачивают пластиковыми картами, ежегодно увеличивается на 20—30%. Розница скептически относится к эквайрингу, за который приходится платить комиссионные банкам, однако внедряет эту услугу для удобства клиентов.
За три квартала 2006 г. торговый оборот эквайринговой сети ПСБ в Петербурге и Ленобласти вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит замдиректора дирекции розничного бизнеса и пластиковых карт ПСБ Ольга Зинкевич. В Балтинвестбанке оборот денежных средств по торговому эквайрингу увеличился в этом году на 17%, замечает начальник управления розничного бизнеса этого банка Наталья Поздеева. В банке «Санкт-Петербург» рост составил 25%, утверждает зампред правления банка Павел Филимоненок.
По темпам роста эквайринговых операций Петербург отстает от других регионов. По данным Visa International, оборот по картам в торгово-сервисной сети в России в первом полугодии 2006 г. вырос на 57% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг $4,3 млрд. Поздеева объясняет разницу тем, что рынки Петербурга и Москвы уже развиты и прирост операций обеспечивают другие регионы.
Запуск эквайрингового проекта может обойтись от $5000—10 000 до $50 000 в зависимости от размеров банка, отмечает директор по развитию процессинговой компании «Рукард» Александр Шаплавский. Эта сумма включает, по словам Филимоненка, комиссию платежной системе, а также стоимость оборудования. «Себестоимость эквайринга для банка высока», — утверждает Шаплавский. Однако банки связывают с этой услугой большие надежды. Филимоненок рассчитывает, что в следующем году оборот по карточным платежам вырастет примерно на 20%. А петербургский филиал Номос-банка намерен в 2007 г. ежеквартально наращивать объемы по эквайрингу на 15—20% за счет создания новых точек приема карт и увеличения в них торгового оборота. Из более чем 30 000 предприятий торговли и сервиса, действующих в Петербурге, лишь около 8000 оснащены терминалами для приема платежей по картам, замечает Алексей Понкратьев, управляющий петербургским филиалом Номос-банка.
Помешать этим планам может позиция ритейлеров. Многие торговые точки не хотят принимать карты при оплате, жалуется Филимоненок.
За внедрение эквайринга магазинам приходится платить. Опрошенные «Ведомостями» банкиры говорят, что комиссия за карточные платежи составляет в среднем 2—2,5%. Стоимость оборудования — от $300 до $750 за терминал — банки оплачивают сами. Но для торговых точек с невысокими оборотами эквайринга банк может устанавливать абонентскую плату за оборудование, рассказал представитель одного из банков. Она составляет порядка $15—20 за терминал ежемесячно, уточнил собеседник «Ведомостей», просивший не называть его имени в печати.
Банки берут слишком высокие проценты, но эта услуга [магазинам] необходима, поскольку на нее есть спрос, утверждает гендиректор сети «Окей» Игорь Макаров.
Сеть «Эльдорадо» шесть лет назад начала принимать платежи по картам, на объеме продаж это не сказалось, говорит директор «Эльдорадо» по связям с общественностью Тимофей Суровцев. По его словам, это было сделано исключительно для удобства клиентов.
Карты как средство оплаты удобны только банкам, поскольку увеличивают в первую очередь их доходы, категоричен управляющий петербургским бутиком Versace Никита Кондрушенко.
А по мнению гендиректора консультационной фирмы «Торговые решения» Алексея Крамарева, пластиковая карта, особенно кредитная, существенно повышает вероятность спонтанных покупок, что должно благотворно сказываться на товарообороте магазинов, установивших эквайринговое оборудование. Это касается, по его словам, одежды, бытовой техники, товаров класса люкс. Кроме того, ритейлеры могут экономить на инкассации, охране, снижается риск воровства, добавляет он.
Средние ставки комиссии за прием карточных платежей за последний год не менялись, однако конкуренция обостряется, утверждает Филимоненок. «Идет борьба за сотые доли процента [комиссии]", — говорит он. Банки зачастую готовы снижать комиссию, если оборот торговой точки растет, подтверждает Понкратьев.
Магазины пользуются ситуацией. «Мы постоянно мониторим рынок банковских услуг и проводим тендеры, в процессе которых выбираем банки, предложившие наиболее приемлемые для нас и гибкие для покупателей условия сотрудничества», — говорит Суровцев из «Эльдорадо».
Крупные ритейлеры должны диктовать банкам свои условия, согласен Крамарев.
Зинкевич из ПСБ связывает будущее эквайринга с появлением на розничном рынке новых, преимущественно московских компаний, а также с расширением уже существующих торговых сетей. Шаплавский тоже считает, что рынок эквайринга развивается исключительно за счет прихода новых крупных гипермаркетов и передела рынка. «Но это не бесконечный процесс», — говорит он.
Рост рынка эквайринга напрямую зависит от количества карт в обращении и уровня оборотов по ним, заявляет глава представительства Visa в России Оливер Хьюз. Поздеева из Балтинвестбанка добавляет, что на развитие рынка влияет и культура держателей карт. По ее словам, клиенты начинают понимать, что, оплачивая покупки картой, экономят на комиссии за обналичивание, которая в «чужих» банкоматах может достигать 7%. А Филимоненок считает необходимой популяризацию карт среди населения. По его оценке, 15—20% держателей карт пользуются ими для оплаты товаров и услуг.
Каждому по карте
По данным Ассоциации банков Северо-Запада, на 1 октября 2006 г. банки региона эмитировали 5,153 млн карт Visa и Europay, за девять месяцев количество карт увеличилось на 15%.
Объем платежей по пластиковым картам составил по итогам трех кварталов 5,3 млрд руб., а получение наличных в банкоматах — 63,2 млрд руб. и $241 млн, говорится в материалах ассоциации.
Анна АХМЕДОВА