Международная финансовая корпорация (МФК), входящая во Всемирный банк (ВБ), опубликовала очередной рейтинг стран по условиям ведения бизнеса — Doing business-2011. Анализировалось девять показателей: условия открытия и ликвидации бизнеса, получения кредита и разрешений на строительство, налоговая нагрузка, защита миноритарных акционеров и т. д. (ранее — десять, см. врез).
Лидеры прежние — Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, Великобритания и США. Россия заняла 123-е место из 183, отстав от партнеров по Таможенному союзу — Белоруссии (68-е) и Казахстана (59-е). За год наша страна опустилась на семь строчек. Другие проводили реформы более интенсивно, объясняет эксперт МФК Светлана Багаудинова. За время исследования (с июня 2009 г. по июнь 2010 г.) его авторы зафиксировали в России реформы в двух ключевых сферах: упрощены процедуры, связанных с землепользованием, усовершенствованы процедуры банкротства и обеспечения прав кредиторов.
Самое слабое место России — оформление разрешений на строительство: 182-е место, ниже только Эритрея.
В Москве, чтобы выйти на стройплощадку, нужно собрать около 50 подписей, жалуется Антон Данилов-Данильян из «Деловой России». В большинстве российских регионов ситуация похожа на описанную в докладе, признает директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков: но уже есть семь-восемь регионов, где ситуация кардинально улучшилась. Летом правительство приняло план сокращения административных барьеров при строительстве, сейчас принимается закон о негосударственной экспертизе, появится возможность утверждать типовые планы, в перспективе эти меры изменят ситуацию, надеется он, хотя немедленной реакции ждать не стоит.
В России непросто открыть бизнес — страна на 102-м месте. Регистрация фирмы обходится недорого — 3,6% подушевого дохода (около $340), почти вдвое дешевле, чем в среднем в регионе, — но сам процесс растягивается на 30 дней и требует девяти процедур. Для сравнения: в странах Восточной Европы и Центральной Азии — шесть процедур и 16 дней.
Самые высокие оценки Россия получила за судебное обеспечение исполнения контрактов и заняла 18-е место. Дела рассматриваются за 281 день (в 1,8 раза быстрее, чем в странах ОЭСР), издержки — 13,4% от цены иска (19,2%).
Оценили эксперты ВБ и усилия правительства по защите прав миноритарных акционеров — Россия заняла 93-е место, получив 5 баллов (максимум — 10), при среднем в регионе — 5,5, в странах ОЭСР — 6, в ЕС — 5,6. Оценка основана на букве закона, а не на практике, объясняет Багаудинова. С буквой закона все порядке, хромает применение, согласен Денис Спирин из Prosperity Capital Management, мажоритарии обходят положения закона, а суды на практике не защищают права миноритариев. Если рейтинг не учитывает практику, то получается как с «Роснефтью», которая лидирует в рейтинге прозрачности компаний S&P, говорит миноритарный акционер крупнейших российских компаний Алексей Навальный (госкомпания обжаловала решение Арбитражного суда Москвы, обязавшее ее предоставить документы Навальному): «В таком случае компания или страна может формально соответствовать самым высоким стандартам».
Возможно, условия для бизнеса у нас лучше, чем думает ВБ, но именно по таким рейтингам иностранные инвесторы составляют мнение о стране, говорит Игорь Николаев из ФБК: «Главное — не что мы думаем о наших достижениях, а как их оценивают другие».
Минус наем
Авторы исследования исключили из показателей условия найма работников. В прошлогоднем рейтинге по индексу из 10 показателей Россия была на 120-м месте, по девяти — заняла бы 116-е.
Максим ТОВКАЙЛО, Ольга КУВШИНОВА, Дмитрий КАЗЬМИН