Когда Бетти Перез купила новую мебель для детской, она и представить себе не могла, чем обернется просроченный на несколько дней платеж по кредиту. А обернулось это тем, что коллекторы забаррикадировали вход в ее дом и угрожали вызвать полицию. О том, какими неправомерными методами пользуются американские коллекторы, а также о том, какие меры правительство США предпринимает для борьбы с недобросовестными сборщиками долгов, рассказывает портал WalletPop.
Перез лишь одна из многих американцев, которым приходится сводить концы с концами в условиях сильнейшего со времен Великой депрессии экономического кризиса, и одна из бесчисленного множества заемщиков, столкнувшихся с агрессивными действиями коллекторов, стремящихся «выбивать» долги во что бы то ни стало.
К примеру, Федеральная торговая комиссия (FTC) США не так давно оштрафовала коллекторское агентство Allied Interstate на 1,75 млн долларов за то, что сотрудники компании грубили заемщикам, постоянно звонили им на протяжении недель или даже месяцев и угрожали судебными разбирательствами клиентам, у которых не было проблемных кредитов.
Так, пару лет назад в доме Кассандры Бономо из пригорода Чикаго начали регулярно раздаваться телефонные звонки от коллекторов, причем сборщики долгов далеко не всегда были вежливы. Как оказалось, они искали женщину, которую звали Сандрой, и фамилия ее звучала схоже с фамилией героини этой истории. Поначалу Бономо отвечала на звонки и вежливо объясняла, что она не та, за кого ее принимали. Иногда ей верили, но гораздо чаще — нет.
«Временами они оставляют меня в покое, — говорит Бономо. — Но иногда они только входят в азарт, потому что думают, что я попросту не хочу выплачивать долги, и звонят снова и снова».
Даже несмотря на то, что дама пожаловалась в Бюро защиты прав потребителей (Better Business Bureau, или BBB), звонки прекращаются лишь на несколько месяцев, а потом возобновляются — причем звонят из разных коллекторских агентств. Сейчас Бономо отслеживает все входящие звонки, и если это коллекторы, говорит, что они ошиблись номером. На время это помогает.
Полицейский из Чикаго Джуд (фамилию назвать отказался) столкнулся с похожими действиями коллекторского агентства Nationwide Credit. В 1998 году это агентство уже было оштрафовано FTC на 1 млн долларов за неправомерные действия в отношении клиентов.
«Мне названивали часами, даже поздно ночью, и будили моего маленького ребенка, — говорит Джуд. — А особенно я забеспокоился, когда они начали звонить мне на работу по десять раз на дню».
Джуд утверждает, что сотрудники Nationwide игнорировали его просьбы прекратить назойливые звонки. Несмотря на поданную в BBB жалобу, коллекторы не оставили его в покое, пока он не подал заявление о банкротстве через полгода.
«Они вели себя очень грубо и спрашивали, зачем я занимал деньги, если не могу их отдать, — говорит он. — Им наплевать, что вы говорите, и они готовы на все, лишь бы «выбить» из вас деньги».
Мебельное фиаско
Мать-одиночка Бетти Перез живет в городе Сан-Антонио и работает секретарем у врача-терапевта. В марте нынешнего года приобрела в кредит за 2,5 тыс. долларов комплект мебели для детской комнаты в местном мебельном магазине Ashley Furniture. Поскольку она не подошла под требования кредитования непосредственно в торговой точке, ее перенаправили в офис мебельной фирмы TRS inc, находившийся в том же здании. Перез не обратила внимания на то, что аббревиатура TRS расшифровывается как The Rental Store, или «Пункт проката».
«Если бы я знала, что место, где мне предложили взять кредит на мебель, — это пункт проката, я бы немедленно отказалась от займа, поскольку подобные компании пользуются дурной репутацией
Сотрудники TRS, получившей от Бюро защиты прав потребителей наихудший рейтинг «F», 15 раз звонили заемщице после того, как прошел срок первого платежа, и это несмотря на 1 тыс. долларов внесенной предоплаты. Требования внести платеж немедленно коллекторы мотивировали отсутствием льготного периода кредитования. Перез в ответ на это требование пояснила, что жалованье ей выплачивали дважды в месяц и что первая часть заработка ушла на арендную плату за жилье. Заемщица спросила, могла ли она внести проценты по кредиту в середине месяца,15-го числа, но ей ответили, что это возможно лишь при выплате 200 долларов штрафа — однако денег у нее не было.
«Однажды сборщики долгов приехали ко мне домой на автофургоне и пригрозили, что заберут мебель с собой. Меня не было дома, а в гостях у меня были мои мама и сестра, которые присматривали за детьми. Коллекторы заблокировали дверь и потребовали, чтобы мои родные немедленно мне позвонили, а в противном случае пригрозили вызвать полицию. Моя мама чуть с ума не сошла», — жалуется заемщица.
В отчаянии Бетти одолжила дебетовую карту у своего бойфренда, чтобы внести ежемесячный платеж. В итоге женщине удалось договориться с коллекторами о внесении следующего платежа в середине месяца, однако агентство все-таки сняло с карточки ее друга 200 долларов пени без разрешения держателя карты. Однако молодому человеку предстояло платить аренду за квартиру из этих средств, и тогда он и Бетти подали заявление в полицию, после чего TRS вернула им деньги.
Сейчас Бетти вносит платежи в середине каждого месяца, при этом, по ее словам, ежемесячная плата возросла за счет скрытых пеней и дополнительного налогообложения.
Бетти планирует выплатить остаток задолженности в январе, получив налоговое возмещение, и советует всем, кто намеревается совершить крупную покупку: «Тщательно проверяйте данные обо всех посреднических финансовых компаниях перед тем, как подписать кредитный договор».
Как общаться с коллекторами
Коллекторский бизнес — большой бизнес. Чтобы обезопасить финансовый рынок США от возможных проблем в этой сфере, американское правительство установило очень строгие правила ведения коллекторской деятельности. Однако далеко не все компании эти предписания выполняют.
WalletPop дает своим читателям 10 советов, как общаться с коллекторами:
1. Время, в течение которого коллекторы могут звонить заемщику, ограничено — с 8:00 до 21:00. Кроме того, если заемщик поставит требованием не звонить ему на работу, коллекторы не должны тревожить его в офисе.
2. Заемщику не стоит игнорировать коллектора, даже если он не имеет к заявленной задолженности никакого отношения. В подобных случаях FTC рекомендует отправить в коллекторское агентство заказное письмо с подтверждением доставки. После этого коллекторы не имеют права звонить клиенту, за исключением экстренных случаев (к примеру, если они подают на заемщика в суд). Впрочем, если клиент несет ответственность за задолженность, подобное письмо не освобождает его от погашения кредита — но звонки от коллекторов должны прекратиться.
3. Сборщики долгов имеют право контактировать со знакомыми неплательщика, но единственно для того, чтобы установить непосредственную связь с клиентом. Они не имеют права обсуждать детали долга ни с кем из непричастных к тому лиц, будь то супруг или адвокат неплательщика.
4. После звонка коллекторы в течение пяти дней должны в письменном виде уведомить заемщика о размере задолженности, а также предоставить контраргументы, если клиент оспаривает долг.
5. Сборщики долгов не имеют права оскорблять заемщика, угрожать ему, употреблять в разговоре обсценную лексику или непрерывно звонить ему по телефону.
6. Коллекторам запрещено сообщать ложную информацию о сумме долга, а также говорить заемщику, что его задолженность является преступлением.
7. Законом запрещается завышать в разговоре с заемщиком процентную ставку по задолженности.
8. Изъятие имущества за долги дозволяется лишь в случае соответствующего судебного решения.
9. Коллекторов можно привлечь к суду в соответствии с существующим законодательством как за ущерб, нанесенный их деятельностью, так и за нарушение правил. Заемщик может возместить сумму, равную нанесенному ущербу, плюс 1 тыс. долларов, а также судебные издержки и оплату адвокатских услуг. При этом клиенту в случае выигрыша судебного дела могут быть возмещены все издержки на делопроизводство даже в том случае, если он не потерпел никакого материального ущерба при общении со сборщиками долгов.
10. Клиентам, столкнувшимся с подобными проблемами, рекомендовано обращаться в местные судебные органы, а также в FTC.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru