После октябрьской спячки цены на нефть устремились к новым вершинам. Эксперты говорят, что уровень 100 долларов за баррель может быть достигнут довольно быстро. По прогнозам, в 2011 году цены могут вырасти до 150—200 долларов
В понедельник, 8 ноября, стоимость декабрьских фьючерсов на американскую легкую нефть марки WTI (Light Sweet Crude Oil) на электронных торгах в Нью-Йорке по состоянию на 14.41 мск уменьшилась на 0,40 доллара, или на 0,5% — до 86,45 доллара за баррель. Спотовая цена на североморскую нефтяную смесь марки Brent понизилась на 0,87 доллара, или на 1,0% — до 87,27 доллара за баррель.
«Сегодня мы видим, как набранный за неделю рост съедается усилением доллара к евро», — комментирует ситуацию на рынке старший брокер Bache Commodities Ltd из Лондона Кристофер Биллью (Christopher Bellew). Во второй половине дня евро стоит 1,39 доллара против 1,40 доллара за евро по итогам торгов в предыдущий день.
Произошедшая корректировка нефтяных фьючерсов на техасскую нефть не помешала установлению новых ценовых максимумов по другую сторону Атлантики. В понедельник средняя за 21 торговый день справочная цена североморской нефтяной смеси BFOE (Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk) установила рекорд за шесть месяцев. Выраженная через биржевой индикатор IPE Brent Index цена нефтяной смеси BFOE повысилась на 19 центов, или на 0,2%, и составила 87,96 долларов за баррель. Это самый высокий показатель после 4 мая этого года.
Биржевой индикатор IPE Brent Index рассчитывается на ICE Futures Europe ежедневно к середине торговой сессии. Ценовое значение данного индикатора, установившееся на следующий день после завершения контрактного периода для фьючерса IPE Brent Crude соответствующего месяца поставки, определяет окончательную цену расчета при исполнении сделок по этому инструменту. Нефтяная смесь BFOE является базовым сортом для определения спотовых цен на нефтяные марки, представленные на рынках Европы и Средиземноморья, с учетом их качественных различий и географического положения пунктов отгрузки. На основе цены нефтяной смеси BFOE определяется spot-цена российской экспортной марки Urals, а также устанавливается окончательная цена нефтяного фьючерса Urals на бирже РТС.
Бернанке подтолкнул цены вверх
Напомним, что в конце минувшей недели на фоне решения ФРС США принять меры по стимулированию экономики страны нефть поднялась в цене до самого высокого уровня с 9 октября 2008 года.
Начальник аналитического управления инвесткомпании «Баррель» Сергей Юров считает, что ничего неожиданного на рынке нефти не происходит. «После того как стало ясно, что денег будет много, цены на сырьевые товары пошли вверх, и стало ясно, что дешевой нефти не будет», — заявил BFM.ru аналитик, отметив, что в начале этой недели на фоне незначительного укрепления доллара происходит корректировка нефтяных цен с уровней достигнутых в конце прошлой недели.
Однако значительной она не будет, учитывая, что уровень поддержки по марке Brent, которая идет с опережением в цене на 1 доллар против WTI, находится в районе 80,5 доллара.
Между тем аналитики продолжают спорить о том, какие последствия для мировой экономики принесет политика ФРС. Ведь одни только обязательства США по выплатам по казначейским бумагам уже достигают около полутора триллиона в год, а доходность по этим инструментам снизилась до рекордно низких значений.
Объясняя решение ФРС о выделении 600 млрд долларов в статье в Washington Post, председатель ФРС Бен Бернанке заявил, что облегченные условия для финансирования «будут способствовать экономическому росту, пониженные ипотечные проценты сделают жилье более доступным и позволят домовладельцам перезаключить ипотечные договоры, уменьшив ежемесячные выплаты. Снижение доходности корпоративных облигаций поддержит инвестиции».
Но не факт, что такие расчеты оправдаются, тем более что в ответ на действия ФРС другие страны всячески укрепляют доллар, наполняя им свои валютные резервы и, тем самым, стерилизуя интервенции. Логика противостояния грозит воспроизводством этой взаимосвязи на каждом новом витке. Но уже сегодня некоторые наблюдатели указывают, что, раскручивая маховик эмиссии, администрация США косвенно признает, что потеряла контроль над собственной валютой. И это может отозваться разрушительными последствиями для всего мира и взвинтить нефтяные цены до нового пика.
Например, автор популярной книги Energy non-crisis Линдзи Уилльямс, неоднократно за последние 35 лет точно предсказавший существенные движения в цене нефти, включая провал 2008 года, предвидит, что доллар будет «падать и падать». Его целевой диапазон для барреля нефти в среднесрочной перспективе простирается от 150 до 200 долларов.
Сергей Юров указывает, что после кризиса спекулятивная составляющая в цене нефти стала меньше, рынок находится в равновесном состоянии, и ему не нужна как очень дорогая, так и слишком дешевая нефть. Поэтому он не слишком верит в реализацию прогноза Уилльямса, хотя и считает, что у нефти имеется «значительный потенциал роста».
Что касается текущего момента, то следует учитывать, что цены на нефть держались примерно 3 недели в октябре, подорожание началось только 1 ноября. На сегодня теханализ показывает потенциал роста котировок в 3—4 доллара от теперешних цен. И если этот уровень будет пробит, то это откроет дорогу дальнейшему росту, считают эксперты. «Многое будет зависеть от курса доллара. По сорту Brent я вижу цель в 100 долларов за баррель, и этот уровень может быть достигнут достаточно быстро», — заключил Сергей Юров.
Алексей ЩЕГЛОВ