В перспективе рубль может продолжить укрепление, хотя и не столь быстрыми темпами, как раньше, прогнозирует помощник президента Аркадий Дворкович. И полагает, что небольшое повышение курса национальной валюты, несколько «отстающее» от темпов роста экономики, ей не повредит, а, напротив, окажет стимулирующее воздействие.
Таким мнением помощник президента поделился вчера с журналистами во время пресс-конференции накануне сразу двух крупных событий. 11—12 ноября в Сеуле пройдет встреча лидеров стран «большой двадцатки», 13—14 ноября в Иокогаме — саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Ключевой темой обеих встреч станет ситуация в мировой экономике. «Двадцатка» при этом сделает акцент на положении мировых валютных рынков, АТЭС — на торговле и инвестициях.
Так называемые «валютные войны», рассказал Дворкович, президенты начнут обсуждать в Сеуле уже в четверг вечером. Разговор состоится на фоне очередного события, оказывающего влияние на мировые финансы, — Федеральная резервная система США объявила о новом этапе вливания денег в свою экономику. С запуском печатного станка связаны ожидания относительно снижения курса доллара. Его удешевление, не исключает Дворкович, в краткосрочной перспективе может повысить привлекательность российского рубля и привести к притоку капитала в нашу страну. Правда, в большей степени это все-таки будет зависеть не от действий ФРС, а от внутренней ситуации в экономике, надеется помощник президента. Россия, заметим, остается одной из немногих стран, остающихся в стороне от проблем укрепления курса национальной валюты и притоков спекулятивного капитала. «Пока, очевидно, инвесторы рассматривают вложения в нашу экономику как не вполне выгодные», — признал Дворкович. Но он рассчитывает на сбалансированное и адекватное отношение иностранцев к России. Масштабные планы по вложениям в Россию на сотни миллионов долларов есть у американских, корейских компаний, их реализацию мы увидим в ближайшее время, уверяет Дворкович.
Что же касается ситуации в мировых финансах, то на саммите в Сеуле Россия будет говорить о необходимости координации действий отдельных стран, рассказал помощник президента. При этом речь не идет о покушении на вмешательство в денежно-кредитную политику отдельных стран. Но с учетом ранее достигнутых договоренностей шагам, подобным действиям ФРС должны предшествовать предварительные консультации между ключевыми участниками глобальной экономики, чтобы они не стали неожиданностью для других стран. Постоянный диалог и скоординированные действия, встречи глав минфинов и центробанков в краткосрочной перспективе помогут выйти и из ситуации «валютных войн». В дальнейшем, полагает Дворкович, может потребоваться и дискуссия о возвращении «золотого стандарта». Но на основе не фиксированных, а плавающих курсов. Такое предложение, напомнил он, уже высказал глава Всемирного банка Роберт Зеллик. По его мнению, надо вести речь и о новой системе, которая будет включать доллар, евро, иену, фунт стерлингов, юань и золото.
Сбалансировать рынки, считает Дворкович, могла бы и большая открытость в инвестициях из развивающихся стран в развитые государства. Сейчас все опасаются, объяснил помощник президента, что 600 миллиардов долларов, вброшенных по решению ФРС, перетекут в страны развивающихся рынков. Но если будет встречный поток капиталов, это окажет оздоравливающее воздействие на экономику. Например, инвесторы из Китая и других стран были бы заинтересованы в покупке американских активов, но в США существуют определенные барьеры на пути таких вложений, пояснил Дворкович. А вот предложение по введению лимита на дефицит и профицит текущего счета, которое также может обсуждаться на саммите «двадцатки», — это упрощенный подход к решению проблемы, говорит помощник президента. Если уж и вести речь о подобных количественных критериях, то надо говорить не только о счете текущих операций, но и госдолге, дефиците бюджета, замечает Дворкович.
Еще одна тема «двадцатки» — это перераспределение квот Международного валютного фонда (МВФ). Министры финансов по этому поводу договорились, что от развитых стран к развивающимся должно перейти 6 процентов квот. Ожидается, что лидеры стран одобрят такое решение. Но Россия не вполне довольна этими результатами, заявил Дворкович. Проблема возникла
Елена КУКОЛ