Минэкономразвития и ФАС до 1 декабря поручено подготовить и представить в правительство предложения «о целесообразности ужесточения требований к электронным площадкам, на которых проводятся открытые аукционы в электронной форме при размещении государственного и муниципального заказов, а также допуска к проведению указанных аукционов неограниченного числа электронных площадок, соответствующих утвержденным порядком». Перечень поручений (документ есть в распоряжении «РБГ») министерствам и ведомствам дан по итогам участия в заседании генерального совета «Деловой России».
Дискуссия о том, сколько должно быть площадок для проведения торгов по госзакупкам, разгорелась с новой силой. Участники рынка и эксперты придерживаются разных точек зрения о количестве операторов электронных торгов. Их спор понятен, сегодня на утвержденных пяти площадках размещают свои заказы в обязательном порядке только федеральные заказчики, а с 1 января 2011 года к ним присоединятся регионы. По предварительным оценкам экспертов, в следующем году объем заказов, размещаемых на электронных аукционах, составит несколько триллионов рублей. Сумма может быть увеличена, если на торги в электронной форме в обязательном порядке выйдут госкорпорации и естественные монополии. А тем же поручением минэкономразвития дано задание совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями организовать работу по расширению практики осуществления госзакупок госкорпорациями и иными организациями с государственным участием путем проведения аукционов в электронной форме на электронных площадках.
Как пояснил «РБГ» Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок Тендеры. ру., площадка, помимо места выбора поставщиков государством, еще и центр привлечения колоссальных финансовых потоков. «Речь не о двух-трех тысячах рублей, взимаемых оператором площадки с победителя, — уточнил эксперт. — Банки, стоящие за каждым из операторов электронных площадок, получают на свои счета сотни миллионов рублей. Ведь для участия в электронных аукционах поставщику необходимо открыть специальный счет и держать на нем солидные средства (для участия в электронном аукционе необходимо иметь на счету в качестве обеспечения заявки от 0,5 до 5% от цены разыгрываемого контракта). Если же площадок много — поставщик не знает, где именно будет разыгрываться интересный ему контракт, и потому он вынужден проходить аккредитацию и, соответственно, открывать счета на всех площадках. Учитывая, что объем размещаемых заказов на электронных аукционах в 2011 г. составит несколько триллионов рублей, из оборотов российских предприятий будут изъяты и прокручены в банках довольно солидные средства, что вряд ли позитивно скажется на экономике в целом».
Кроме того, по мнению Кирилла Кузнецова, сбор документов для аккредитации на большом числе площадок и их рассмотрение операторами — тоже лишние трудовые и финансовые затраты. К тому же правила работы на каждой площадке содержат пусть и незначительные, но отличия, что неизбежно приведет к росту риска совершения ошибок поставщиками в ходе торгов. Поэтому увеличение числа площадок крайне нежелательно, считает эксперт.
Елена Агапова, директор Центра госзаказа Академии народного хозяйства при правительстве РФ, уверена, что увеличение количества площадок может привести к беспорядку при проведении торгов или к соблазну использования административного ресурса при их проведении. «Благодаря переходу на электронные аукционы был сделан огромный шаг вперед по созданию единого экономического пространства. Сегодня у заказчиков и у представителей бизнеса всей страны есть уникальная возможность встречаться на электронных торгах, причем только на пяти отобранных электронных площадках. Такое количество площадок позволяет проводить электронные торги в полную силу», — отметила эксперт.
У операторов электронных площадок диаметрально противоположная точка зрения. По словам Сергея Габестро, председателя совета директоров электронной торговой системы «Фабрикант.ру», сейчас более или менее нормально работает одна площадка из пяти, прошедших отбор. «Две являются региональными, а остальные только подключились и не имеют опыта проведения торгов по госзаказу, — пояснил эксперт. — Отобранные площадки уже не справляются с потоком. Тематика госзаказа сама по себе огромная, в том числе огромное поле для конкуренции. Когда пытаются монополизировать это поле, начинает страдать качество, никто не получает желаемого. Уровень сервиса в монополии всегда будет низкий, и любая компания, которая придет на площадку монополиста и столкнется с трудностями, сразу уйдет».
По мнению Сергея Габестро, нужно снять ограничения по количеству площадок, дать рынку понятные и ясные критерии, которым должны соответствовать электронные площадки для проведения торгов по госзакупкам. «Государство должно стимулировать увеличение количества участников, которые в состоянии оказывать услуги по проведению электронных торгов, для того, чтоб они с течением времени сами, посредством конкурентной борьбы, определили, кто есть лидеры рынка, — уверен эксперт. — Чем больше будет операторов электронных торговых площадок, тем лучше для рынка — процедура торгов становится прозрачнее, продавцы и покупатели могут получать выгодные условия. Благодаря здоровой конкуренции между электронными площадками повысится эффективность размещения заказов и расходования госсредств».
С ним согласен Александр Бойко, председатель совета директоров B2B-Center. «Несомненно, необходимо расширение числа электронных площадок, — говорит эксперт. — Для этого в самые короткие сроки нужно выработать четкие критерии допуска и собрать заявки с электронных торговых площадок. При этом подчеркну, что эти критерии простые, разработать их не составит труда, оптимальный вариант — разработать их совместно с представителями операторов электронных торгов».
По мнению Александра Бойко, важно, чтобы реализация этого распоряжения не затянулась. Если на разработку всех критериев уйдет год, а потом еще год на отбор площадок-участников, то такая временная фора станет критическим сроком для начала работы новых площадок в этом сегменте, уверен эксперт.
«Требования к операторам электронных площадок будет разрабатывать рабочая группа совместно с «Деловой Россией», — уточняет Сергей Габестро. Технические требования уже были описаны в техническом задании при проведении отбора площадок. Многие из них были разумны. Что касается качественных требований, то они тоже должны присутствовать, но не должны ограничивать и ставить запретительные барьеры. Должны быть прописаны требования по качеству и опыту работы на рынке ЭТП. С моей точки зрения, допускать к госзаказу без опыта проведения электронных торгов нельзя».
Потенциально этим критериям, считает Сергей Габестро, должен соответствовать неограниченный круг компаний, которые готовы эти требования выполнять. «Если же требования к операторам будут прописаны так, что под них попадает пять компаний, а все остальные будут не в состоянии им соответствовать, то мы вновь столкнемся с ограничением конкуренции», — отметил он.
Правовые эксперты считают, что при отсутствии ограничения числа операторов электронных площадок повышается эффективность размещения заказов для государства, поскольку устраняются коррупциогенные факторы, улучшается технологичность процесса размещения заказа. «За счет здоровой конкуренции на рынке услуг операторов электронных площадок улучшается сервис предоставляемой услуги, максимальное количество участников может принять участие в размещении заказов, — говорит Дмитрий Магоня, управляющий партнер, некоммерческое партнерство «Центр защиты прав предпринимателей и инвесторов «Арт де Лекс». — Как следствие, эффективность размещения заказов и расходования бюджетных средств значительно повышаются».
Помимо этого, по мнению эксперта, необходимо привести нормативное регулирование электронных аукционов в соответствие с требованиями Конституции РФ и антимонопольного законодательства. «Открытый рынок услуг операторов электронных площадок будет соответствовать предоставляемым Конституцией гарантиям свободного перемещения услуг, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, запрету экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, — отметил Дмитрий Магоня. — От административного контроля за площадками государство должно перейти к технологическому. Требования к оборудованию и программному обеспечению должны быть установлены единым федеральным стандартом и будут формировать необходимый уровень качества сервиса. Необходимо установить условие юридической и экономической независимости операторов от участников размещения заказа и заказчиков».
По словам эксперта, электронные аукционы, при условии надлежащего правового регулирования, обеспечивают прозрачность, оперативность, экономичность при размещении заказов. «Такая форма размещения уменьшает значительно коррупциогенные риски за счет участия большого количества претендентов на заключение госконтракта и конфиденциальности процесса: участники аукциона не знакомы друг с другом, что сводит риск сговора к минимуму», — отметил Дмитрий Магоня.
Юлия ВАСИЛЬЕВА