Национальная факторинговая компания (НФК) нашла самого крупного за всю свою историю агента. Ее услуги будет предлагать своим 160 000 клиентов ВТБ. Он заработает на агентской комиссии и кредитах НФК, не тратясь на запуск новых продуктов.
О намерении заняться факторинговым бизнесом руководство ВТБ заговорило еще несколько лет назад. Однако до сих пор объем подобных услуг в банке был невелик: по данным «Эксперт РА», на начало этого года ВТБ с правами требований на 80 млн руб. занимал 24-е место в рейтинге участников рынка факторинга. Лидировали в нем НФК с 5 млрд руб. и Промсвязьбанк с 3 млрд руб.
Опытом НФК и решил воспользоваться госбанк. Вчера они объявили о запуске совместного проекта. ВТБ будет выделять деньги на факторинговые операции, а НФК — проводить их.
Выходя на рынок факторинга, ВТБ избрал стратегию динамичного освоения рынка. Для ее реализации, сокращения времени разработки услуги и исключения возможных ошибок на старте ВТБ нужен квалифицированный партнер, готовый оказать поддержку банку, изложил его позицию старший вице-президент Владимир Осмоловский. ВТБ возьмет на себя «предварительный маркетинг, переговоры с заинтересованными в факторинге компаниями, работу с клиентом над формированием необходимого для сделки пакета документов, прием первичной документации, а также 100%-ное фондирование операций». В свою очередь, обязательства по организации продаж, консультированию клиентов, учету денежных требований, управлению дебиторской задолженностью клиентов и обеспечению защиты клиентов от кредитных рисков (рисков неплатежей дебиторов) берет на себя НФК.
По словам предправления НФК Михаила Трейвиша, переговоры о партнерстве стартовали в начале года, после того как менеджеры ВТБ подошли к нему на одной из конференций. «Они не стали создавать факторинговую компанию сами, понимая отдаленность этого бизнеса от банковского», — говорит он. По словам Трейвиша, благодаря партнерству клиенты ВТБ не просто смогут получить доступ к факторингу в любом из отделений банка, но и смогут приобрести эти услуги на особых условиях. В соглашении НФК и ВТБ эти условия не прописаны, но будут установлены в рамках специальных акций, уточняет Трейвиш. ВТБ будет получать проценты по кредиту НФК и агентское вознаграждение за привлечение клиентов. «Плюс улучшение отношений со своими клиентами и увеличение оборотов по их счетам», — добавляет Трейвиш. Правда, «одного окна» не получится: клиенту, по крайней мере на первом этапе, придется общаться и с ВТБ, и с НФК, договор будет трехсторонним. Не стали раскрывать планируемые финансовые условия партнерства и в ВТБ.
«Наверняка многие клиенты ВТБ нуждаются в факторинге. Однако у ВТБ нет ни программы, ни нужного персонала, ни опыта. Все это есть у НФК, но ей, в свою очередь, не хватает денежных средств», — рассуждает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. Осмоловский полагает, что факторинг заинтересует многих из 160 000 клиентов ВТБ. «Такое партнерство — нормальная практика во всем мире, и то, что оно появилось у нас, говорит о том, что рынок становится более цивилизованным. Банки хотят иметь в линейке факторинговые продукты, но не имеют такой возможности, ведь это специфические риски, специфический сервис — в одном продукте и банк, и коллекторское агентство, и кредитное бюро. ВТБ — лидер рынка по многим параметрам, но даже он видит, что такой специализированный продукт эффективнее делать в связке с нишевым игроком», — считает президент «Еврокоммерца» Григорий Карповский. «У НФК и раньше были банки-партнеры, но они выступали только как агенты. А ВТБ может дать НФК значительные финансовые ресурсы, которых им явно не хватает: они в этом году уже и синдицированный кредит брали, и бонды выпускали», — отмечает эксперт отдела банковских рейтингов агентства «Эксперт РА» Ольга Гришина. По словам Трейвиша, речи о продаже доли в НФК Внешторгбанку не идет. Он говорит, что НФК будет пытаться договориться и с другими крупными банками.
Факторинг — комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Факторинговая компания — посредник между поставщиком и покупателем — дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику — получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки (отгрузки).
ВТБ ищет сильных партнеров
Не только для развития факторинга ВТБ решил прибегнуть к альянсу с одним из лидеров рынка. В июле ВТБ объявил о партнерстве с «Росно» в страховой компании «ВТБ Росно». Президент ВТБ Андрей Костин тогда говорил, что госбанк согласился на контрольный пакет «Росно» в этом проекте, поскольку считает неэффективным выходить на новый высококонкурентный рынок, опираясь лишь на собственные силы.
Анна БАРАУЛИНА