Вчера банк ВТБ-24 заявил о намерении первым на рынке рефинансировать потребительские кредиты, выданные другими банками. По мнению руководства кредитной организации, это поможет привлечь новых клиентов, увеличив к 2010 году кредитный портфель до $11,4 млрд. Вместе с тем специалисты сочли такую программу маловыгодной как для самого ВТБ-24, так и для его потенциальных клиентов.
Как рассказала заместитель президента-председателя правления банка ВТБ-24 Ирина Бушева, к 2010 году банк планирует в каждом секторе потребкредитования занять не менее 10% рынка, увеличив свой портфель с $0,9 млрд до $11,4 млрд. Для этого банк собирается предложить клиентам новую линейку целевых кредитных программ (например, на обучение), а также дать возможность рефинансировать потребкредиты, полученные в других кредитных организациях. По словам Ирины Бушевой, ВТБ-24 интересуют кредиты сроком не менее одного года и с остатком не менее $300—400. «Данная программа сейчас находится в разработке и будет предложена клиентам в начале следующего года»,— заявила Ирина Бушева.
Предложение ВТБ-24 станет первой программой рефинансирования потребительских кредитов в России. В настоящее время банки предлагают переоформить только ипотечные кредиты других банков или изменить сроки ранее выданных собственных кредитов. Однако, по словам управляющего директора блока розничного бизнеса Банка Москвы Александра Шерстюкова, «широкого распространения данные программы не получили, так как реальная выгода от рефинансирования и для банка, и для клиента начинается от разницы ставки кредита в два процентных пункта».
По словам участников рынка, новая программа действительно сможет заинтересовать потенциальных клиентов. По словам Ирины Бушевой, эффективная ставка по новой программе должна отличаться не менее чем на 2% годовых. А как пояснил вице-президент МДМ-банка Анатолий Крайников, в настоящее время сроки потребкредитов (максимально возможный — до трех лет) и средняя сумма на одного заемщика увеличиваются, что предоставляет банкам возможность улучшать условия кредитования. Кроме того, по словам вице-президента торговой сети «Техносила» Леонида Тюкавкина, более половины дорогостоящих товаров покупают представители среднего класса с использованием кредитных средств. Это значит, что потенциальный круг заемщиков, которых могла бы заинтересовать экономия на платежах по кредитам, также растет.
Вместе с тем эксперты считают, что для достижения поставленных целей ВТБ-24 придется либо увеличить собственные риски, либо потратить средства на построение нового формата обслуживания широкого круга клиентов. «Данный продукт достаточно сложный для коммуницирования, так как не всем заемщикам понятно, в чем заключается разница в стоимости кредита, особенно тем, кто брал кредит в торговых сетях»,— говорит Анатолий Крайников. Еще одна сложность, с которой может столкнуться ВТБ-24,— это оформление бумаг. По расчетам одного из розничных банков, для оформления программы рефинансирования заемщику придется как минимум три раза посетить кредитную организацию. «Если же ВТБ-24 удастся привлечь новых клиентов, то может встать проблема их обслуживания. А это уже может не понравиться настоящим клиентам ВТБ-24, которые привыкли к определенному стандарту обслуживания»,— продолжает Анатолий Крайников.
По мнению экспертов, сегодня рынок находится еще в той стадии, когда банкам проще и дешевле выдавать новые кредиты. «Проще не переманивать клиента, а предложить ему новый кредитный продукт»,— считает Александр Шерстюков. С его точки зрения, рефинансированием кредитов экономически выгодно заниматься на срок не менее пяти лет и объемами от $10 тыс. «По мере деления рынка, когда дикий спрос со стороны заемщиков закончится, остро встанет и вопрос переманивания клиентов,— считает руководитель департамента розничного бизнеса банка Зенит Алексей Розоренов.— Но сейчас я не вижу большой перспективы в перекредитовании неипотечных кредитов».
Юлия ЧАЙКИНА