Лишь два месяца банкиры демонстрировали снижение доли просроченных кредитов населению в своих портфелях. Но в октябре этот показатель снова начал расти.
На активный рост просроченной задолженности по ссудам населению Центробанк обращает внимание банкиров уже около года. Около двух месяцев назад об этом вновь напомнил председатель Центробанка Сергей Игнатьев. И отметил, что на эту проблему ЦБ все пристальнее обращает внимание. Для переживания есть повод: в 2005 г. доля просроченной задолженности по кредитам физлицам возросла с 1,4% до 1,9%, а за первые восемь месяцев 2006 г. — до 2,7%.
Но после заявления Игнатьева ситуация начала меняться. В августе доля просроченных ссуд населению сократилась до 2,67%, а в сентябре — до 2,66%. Однако повод для радости сохранялся недолго. По данным ЦБ на 1 ноября, доля плохих кредитов в общем портфеле выданных физлицам вновь выросла и составила 2,71%. При этом объемы розничного кредитования увеличивались медленнее, чем корпоративные ссуды. В результате доля ссуд гражданам в общем кредитном портфеле уменьшилась с 21,4% до 21,3%, хотя их объем увеличился с 1,8 трлн руб. до 1,9 трлн руб.
Главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин уверен, что правят бал региональные банки. Розничное кредитование достаточно равномерно распределено по России, в отличие, например, от кредитов предприятиям, большая доля которых приходится на Московский регион, отмечает Буздалин. Доля Московского региона в общем объеме выданных розничных кредитов всеми российскими банками, по его подсчетам, составляет 23%. «При этом в части совершенствования кредитной политики московские банки на несколько шагов опережают региональные», — отмечает Буздалин. Скорее всего, ухудшение ситуации с просрочкой в октябре связано с тем, что в столице темпы ее прироста замедляются, а в регионах, наоборот, увеличиваются, резюмирует эксперт.
Например, за первое полугодие этого года просроченная задолженность населения в Московском регионе составила 68% — это самый низкий показатель по России, констатирует Буздалин. В Дальневосточном регионе за тот же период объем плохих кредитов вырос на 170%, в Центральном федеральном округе (без учета столичного региона) — на 120%, Южном федеральном округе — на 117%.
Директор департамента розничного бизнеса Росбанка Вадим Юрьев отмечает, что в октябре не наблюдалось большого прироста просроченных кредитов. «Банки придержали рост кредитного портфеля и стали выдавать меньше кредитов, а уже выданные кредиты, ставшие плохими, отразились в балансе», — допускает Юрьев.
Не наблюдал существенного прироста просроченной задолженности граждан и начальник управления розничных продуктов и услуг Международного московского банка Алексей Аксенов. Он допускает, что в октябре в категорию просроченных могли попасть кредиты, по которым граждане не заплатили в конце лета — начале осени, когда
Зампредседателя правления Инвестсбербанка Константин Богомазов также считает, что рост просроченной задолженности мог стать лишь следствием замедления роста розничных кредитных портфелей у банков. Но угрозы в этом он не видит — вслед за новыми просроченными кредитами возрастет и величина созданных под них резервов, уверен Богомазов.
Евгения ВАТАМАНЮК