«В России существует невероятная потребность в инвестициях, а механизма, который трансформировал бы ликвидность в капитал развития, нет». Такими словами вчера председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский призвал депутатов не торопиться с принятием поправок в закон «Об инвестиционных фондах».
Но эти слова депутата относились уже к перспективе второго чтения законопроекта в Госдуме. Потому что в первом чтении поправки вчера были приняты. Таким образом, ожидается, что вокруг чтения разгорится серьезная борьба. «Либо мы отпустим поводья и получим еще один блок финансовых пирамид, либо, наоборот, ужесточим, и станет еще хуже», — пообещал вчера Плескачевский.
Недовольство депутата понятно — давний противник ФСФР не согласен с трансформацией этого ведомства в аналог Центрального банка. Такую трансформацию принятый вчера закон действительно предполагает. Если сейчас аннулировать лицензию управляющей компании можно только после решения суда, то по новым правилам ФСФР будет решать этот вопрос самостоятельно. Более того, прежде чем аннулировать лицензию, служба сможет назначать туда временную администрацию. Другими словами, полномочия в этом вопросе ФСФР буду такими же, как у Центробанка в банковской системе. Однако то, что ФСФР станет мегарегулятором, в службе возмущенно отвергают. «Почему-то полномочия ЦБ ни у кого претензий не вызывают», — говорят там.
Основная претензия Плескачевского к тексту закона состоит в том, что законопроект меняет нормы регулирования акционерных инвестиционных фондов, а их, по мнению Плескачевского, в России… просто нет.
В ФСФР с такой постановкой вопроса категорически не согласны. «Они есть, — сказал «Газете» один из сотрудников ФСФР. — Другое дело, что их очень мало». По словам чиновника, такая ситуация сложилась
Лишь одно принципиальное новшество законопроекта не вызвало особых разногласий среди экспертов. Принятый законопроект предполагает появление на российском фондовом рынке квалифицированных инвесторов. О том, что подобное понятие необходимо ввести, чтобы оградить неопытных игроков от высокорискованных сделок на фондовом рынке, говорилось неоднократно. Причем в свое время озвучивалось намерение главным критерием сделать состоятельность лица и его активность на рынке. Так, физические лица должны были бы иметь опыт работы на фондовом рынке не менее года, владеть ценными бумагами или паями ПИФов либо другими активами на сумму не менее 10 млн рублей и за последний год заключить на фондовом рынке не менее десяти сделок с ценными бумагами на сумму не менее 1 млн рублей. Для юридических же лиц основным требованием стал бы размер собственного капитала не менее 100 млн рублей.
Однако от подобных жестких определений в Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), которая разрабатывала законопроект, было решено отойти. «Закон предусматривает два способа получения статуса «квалифицированный инвестор» — по закону и по признанию», — пояснил собеседник «Газеты». Закон к квалифицированным инвесторам относит брокеров, дилеров, кредитные организации, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, Банк России, Агентство по страхованию вкладов, международные финансовые организации. Остальных должны будут признавать так называемые институты признания — брокеры и частные управляющие. Критерии квалифицированности они будут устанавливать сами, но на основе требований, прописанных в акте ФСФР.
Евгений МАЗИН