Авторитетный журнал Forbes вновь все разложил по полочкам. На сей раз специалисты издания «по весу» расположили самых влиятельных и прозорливых экономистов современности. Список возглавил Нуриэль Рубини. Именно он предсказал последний глобальный экономический кризис. Впрочем, отрицавший саму его возможность Лоренс Саммерс — тоже в этом списке.
Слово влиятельного экономиста в современном мире в прямом смысле на вес золота. Одним неосторожным высказыванием можно обвалить мировые рынки, а любая порция оптимизма, исходящая от человека «с именем», способна даже в самой кризисной ситуации взбодрить совсем уж загибающиеся экономики. Только пессимистов никто не слушает, сколько бы трезвыми ни были их доводы.
Когда осенью 2006 года профессор бизнес-школы университета Нью-Йорка Нуриэль Рубини поднялся на трибуну семинара, организованного Мировым валютным фондом (МВФ), и на полном серьезе заявил, что не пройдет и пары лет, как рынок недвижимости США рухнет, его слова прозвучали как выстрел в упор. А меж тем Рубини буквально по пунктам разложил сценарий грядущего кризиса: коллапс начнется в ипотечном секторе
Слушатели отказывались верить. Слишком голубым и ясным было небо. Зато теперь Нуриэля Рубини зовут «Кассандрой», ну или «пророком». Именно он и возглавил рейтинг самых влиятельных экономистов по версии Forbes.
Впрочем, Рубини далеко не единственный в списке издания, кто предсказал последнюю рецессию. Рагурам Раджан (№ 6 в рейтинге Forbes), бывший главный экономист МВФ и прежний советник премьер-министра Индии, провожая «великого и ужасного» Алана Гринспена из Федеральной резервной системы на пенсию, тоже пророчил банковский коллапс. А вот блестящий ученый, экс-президент Гарварда и нынешний экономический советник Барака Обамы Лоренс Саммерс (№ 3) тогда только посмеялся над мрачными прогнозами коллег, заявив, что все подобные опасения просто беспочвенны.
Самый влиятельный в мире банкир Бен Бернанке тоже попал в рейтинг Forbes (№ 2). Но если вышеперечисленные прорицатели зачастую в своих прогнозах руководствуются сверхразвитой интуицией, то Бернанке главную ставку всегда делает на математический анализ. Кстати говоря, нынешний глава Федрезерва США убежден, что федеральной резервной системе не надо пытаться бороться с «экономическими пузырями». Нужно просто сосредоточиваться на таких стандартных целях, как полная занятость и снижение инфляции. Что и говорить, свежепринятое решение запустить американский «печатный станок» и выпустить 600 млрд долларов, может быть, и поможет преодолеть безработицу в стране, а вот насчет инфляции — сомнительно.
Специалисты Forbes не оставили без внимания и другие, не менее одиозные фигуры. Так, например, в рейтинг вошел Джеффри Сакс (№ 4), прославившийся разработкой политики «шоковой терапии» в Боливии, Польше и России. Именно он с 1991 по 1994 год был руководителем группы экономических советников Бориса Ельцина. Пятую строчку занял непримиримый критик политики Джорджа Буша, нобелевский лауреат Пол Кругман, получивший премию за анализ моделей торговли и проблем экономической географии. Как ни парадоксально, но он заинтересовался экономикой и историей еще в детстве… под влиянием научно-популярных книг Айзека Азимова. Замыкают список журнала влиятельный ученый из Гарварда Кеннет Рогофф и колумнист газеты The Wall Street Journal Мартин Вулф.
Анастасия САВИНЫХ