Стоимость валютных кредитов, выдаваемых банками населению, растет. По данным Банка России, опубликованным в минувшую пятницу, средняя процентная ставка по краткосрочным кредитам в долларах США в октябре достигла отметки 13,6%. Это рекорд последних лет. Под такие проценты кредиты населению выдавали только после дефолта 1998 года (если их вообще кому-то выдавали в те времена). Чем объяснить этот рекорд? Самая простая версия -предположить, что российским банкам приходится занимать валютные средства на международном рынке под более высокие проценты. Именно так склонен объяснять сложившуюся ситуацию вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия» Александр Хандруев.
«Для российских банков менее привлекательными прежде всего оказались заемные средства», — считает он. Депутат Анатолий Аксаков тоже считает причину чисто макроэкономической: «Растут как стоимость внешних заимствований, так и сам их объем. И это объективная рыночная ситуация. Думаю, что все будет зависеть от того, как будет развиваться ставка доллара и как это будет регулироваться Федеральной резервной системой США и Европейским ЦБ, как они будут управлять ставкой рефинансирования».
Правда, против этого объяснения свидетельствует та же статистика ЦБ. На фоне прыгающей статистики потребкредитов потрясающе стабильными выглядят данные о займах юридическим лицам. Получается, что на эти кредиты стоимость заимствований на внешних рынках не распространяется.
«Не думаю, что для банков при краткосрочном кредитовании имеет слишком большое значение стоимость заимствований», — комментирует замначальника управления финансовых рынков Международного московского банка (ММБ) Сергей Корнев.
Он видит одно базовое объяснение — увеличение спроса на деньги. «Базовая ставка по доллару все же росла весь год, так что и рост стоимости кредитов вполне логичен», — утверждает банкир.
Спрос на валютные кредиты в этом году действительно рос. Не надо иметь высшего финансового образования, чтобы оценить всю прибыльность таких кредитов. Постоянное удорожание рубля снижает реальную процентную ставку, если ваши доходы номинируются в рублях, и оставляет ее нейтральной, если ваша зарплата фиксируется к долларовому эквиваленту. Но и в этом случае вам выгоднее брать кредиты в долларах, так как они все еще дешевле рублевых. И люди стараются брать кредиты в долларах. А банки отвечают им на этот спрос ростом кредитной ставки. Почему они так делают? Этот вопрос можно и нужно задавать Федеральной антимонопольной службе. Повышать цену в ответ на повышение спроса умеет только монополист. Известно даже имя этого монополиста. Минувшим летом российский Сбербанк повысил ставки по валютным кредитам. И сейчас мы видим, как повысилась средняя температура по кредитному рынку.
На самом деле никаких особых удорожаний на мировом финансовом рынке в минувшем году не наблюдалось. Наоборот, существует огромный переизбыток денег. Результатами этого переизбытка пользуются потребители разных стран. Но не российские заемщики, которые стали платить даже больше.
Впрочем, поскольку речь идет именно о подорожании краткосрочных долларовых кредитов сроком до одного года, вряд ли имеет смысл волноваться, что потери от уплаты процентов слишком подскочат. Тем более что, по данным Ассоциации российских банков (АРБ), на кредиты в валюте ориентируются лишь при получении ипотеки либо крупных кредитов — например на покупку автомобиля.
Лена ТИХОМИРОВА