Глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Виктор Зубков предлагает разрешить банкам отказывать подозрительным клиентам в открытии счета. Меры, предлагаемые руководителем российской финансовой разведки, доказали свою эффективность в странах, входящих в FATF, соглашаются эксперты.
«Банки иногда обвиняются в том, что они проводят операции, связанные с легализацией преступных доходов, но в то же время у них нет возможности отказать в открытии счета тем лицам, которых они считают подозрительными. Наверное, нужно подумать и не только навешивать на банки эти ярлыки, но дать им рычаги противодействия в этой части»,— заявил в конце прошлой недели Виктор Зубков. По его мнению, если банк видит, что операция подозрительная, то нужно дать ему право расторгнуть договор. «Честные люди никогда не пострадают от этого, а те, кто нарушает закон, должны нести определенные издержки»,— убежден глава Росфинмониторинга.
По данным Росфинмониторинга, в первом полугодии 2006 года в суды передано 257 дел по статье за отмывание преступных доходов. Ожидается, что такой же объем дел поступит в суды и во втором полугодии.
По действующему законодательству банк имеет право не заключать договор об открытии счета или вклада в трех случаях: если потенциальный клиент не зарегистрирован по заявленному адресу, если он не предоставляет документов, необходимых для его идентификации, либо входит в перечень лиц, подозреваемых в терроризме.
Между тем международная организация FATF уже обращалась к Банку России с требованием принять ряд поправок в российские законы, которые позволили бы банкам отказывать в открытии счета или проведении операций без объяснения причин (подробно «Бизнес» писал об этом 6 февраля 2006 года).
«В случае принятия таких предложений банки смогут вносить свой вклад в борьбу с отмыванием преступных доходов»,— прокомментировал Зубков. Какими критериями должны руководствоваться банки на предмет выявления подозрительных лиц либо операций, Зубков не уточнил.
Эксперты соглашаются, что необходимость законодательно зафиксировать условия, при которых банк вправе принудительно закрыватьрасчетные счета клиентам, проводящим операции, классифицируемые как сомнительные, назрела уже давно. По мнению начальника департамента малого и среднего бизнеса Русского банка развития Натальи Головановой, в федеральном законодательстве должны быть предусмотрены не только случаи, когда банк вправе отказать в открытии счета новому клиенту, но и механизм закрытия счета действующим подозрительным клиентам. «Возможно, один из способов борьбы с такими операциями — изменение тарифной политики. Например, повышение комиссии при снятии наличных денежных средств»,— говорит Голованова.
В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев настаивает на ином способе отсева подозрительных клиентов. Требуется выполнение уже принятой законодательной нормы, согласно которой должна быть создана база так называемых плохих паспортов, уточняет он. «Если бы эта норма действовала, то ни одна фирма-однодневка не была бы зарегистрирована и ни один подозрительный клиент не пришел бы в банк ",— считает Медведев. Возможно, первым шагом в этом направлении станет заключенное на прошлой неделе соглашение между Ассоциацией региональных банков «Россия» и Федеральной миграционной службой об обеспечении доступа к базе «плохих» паспортов.
Оксана КАРПОВА