В преддверии заседания лидеров стран G20 в Сеуле президент Всемирного банка Роберт Зеллик призвал крупнейшие державы мира собраться вместе и выработать новую политическую концепцию по решению проблем, связанных с эскалацией валютных конфликтов на международном уровне. Его доводы сводились к тому, что странам необходимо принять во внимание полный спектр структурных проблем, которые способствуют нарастанию валютных конфликтов между крупнейшими экономиками.
Так, например, необходимо обратить внимание на фискальную безответственность США или на недооценку потребления в экономической политике Китая, а также в развивающихся экономиках, которые страдают от чрезмерных притоков капитала, обрушивающихся на их рынки как огромные штормовые волны, движимые спекулятивным интересом. Кроме того,
Комментарии Роберта Зеллика легко опровергнуть как голубую мечту любого интернационалиста, для которого самая большая радость в жизни — это видеть, как институты наподобие МВФ и Всемирного банка набирают силу и влияние. И в самом деле, какие перспективы ждут золотой стандарт, если националистические настроения разрослись до того, что Китай и Япония готовы раздуть грандиозный скандал
Нет надобности лишний раз говорить о том, что глубокая координация экономической политики на мировом уровне остается
Но что если предположить, что мир действительно движется к золотому стандарту? Может быть,
Мировая золотая валюта приблизит кончину бумажных денег, потому что она станет легальным платежным средством, таким же, как бумажные деньги, подчеркнув ничтожность последних. Но в данный момент ни одна страна не готова к золотому стандарту, поскольку кейнсианство доживает свои последние дни, а любое решение подобного рода будет рассматриваться как утрата контроля над своими монетами и купюрами. Правительствам нравится печатать деньги — это позволяет им аккумулировать власть, выигрывать войны, которые им не по карману, и облагать налогами людей, не спрашивая у них на то согласия.
До тех пор пока в мире нет золотой валюты, нам придется покупать и продавать само золото. Это значит, что покупка реальных слитков и нехватка транспорта или места для их хранения повлечет за собой усиление сомнительного фьючерсного рынка, где спекулянты могут создавать короткие позиции из воздуха. Но даже если не иметь официальной валюты, привязанной к золотому стандарту, динамика цен на рынке драгоценных металлов может дисциплинировать рынки бумажных валют, поскольку рынок золота тоже умеет «печатать деньги» путем повышения цен при наличии достаточного спроса на этот актив. Рынок физического металла очень мал по сравнению с масштабами потенциального спроса. В конечном счете центробанки ничего не контролируют. Не важно, решат ли они посмотреть правде в глаза и повысить ставки, чтобы обанкротить нежизнеспособные компании на фоне сокращения государственных расходов, или мы продолжим движение по проторенному пути полного уничтожения ключевых бумажных валют, который закончится новым золотым или серебряным стандартом, возродившимся из пепла по ту сторону кризиса. Каков ваш выбор, центробанки?
Джон Дж. ХАРДИ
Автор — валютный стратег‑консультант Saxo Bank