Председатель совета Национального резервного банка (НРБ) Александр Лебедев назвал вчера сумму ущерба, которую нанес его банку обыск, проведенный 2 ноября сотрудниками Главного следственного управления при московском ГУВД. Как следует из письма господина Лебедева, направленного генпрокурору Юрию Чайке, отток средств физических и юридических лиц из НРБ после обыска превысил 1,5 млрд рублей.
Сразу после обыска, который прошел в НРБ 2 ноября (см. «Ъ» от 3 ноября), владелец и председатель совета банка Александр Лебедев заявил, что будет подавать иск к столичному ГУВД, если из финансовой структуры в результате следственных действий «уйдет хотя бы копейка». На подсчеты ущерба у банкира ушло чуть больше недели. Вчера господин Лебедев направил письмо генпрокурору Юрию Чайке, в котором не только назвал сумму потерь (после обыска «отток средств физических и юридических лиц превысил 1,5 млрд руб.»), но и попросил дать правовую оценку действиям милиции.
Как напоминает генпрокурору господин Лебедев, в соответствии с распоряжением правительства и ЦБ осенью 2008 года НРБ начал санировать попавший в кризис банк «Российский капитал» (РК). В ходе санации был «выявлен криминальный вывод активов бывшими владельцами банка Иващенко, Киреевым и Мартыновым в размере более 5 млрд руб.». Этот вывод, отмечает в своем обращении владелец НРБ, подтвердили и в Агентстве по страхованию вкладов, однако в возбуждении уголовных дел господину Лебедеву было отказано. Дело же о хищениях в РК завели только в августе этого года по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). В рамках его расследования с санкции Тверского райсуда и был проведен обыск в НРБ.
Как отмечает господин Лебедев, согласно постановлению суда, обыск должен был проводиться лишь в офисе банка, расположенном на проспекте 60-летия Октября, но милиционеры посетили все три отделения НРБ. Согласно постановлению, следователей интересовали векселя, выданные РК и хранящиеся в банке господина Лебедева. Однако в протоколе обыска указано, что вместо векселей РК из НРБ были изъяты копии анкет сотрудников банка, векселя самого НРБ, порядок организации подкомитета банка по развитию региональной сети, копии договоров аренды помещения и еще ряд документов, которые, по мнению Александра Лебедева, не имеют отношения к расследованию.
«Мы являемся потерпевшими в этой истории, так как влили в санируемый банк собственные средства, а милиция прессует нас так, как будто мы преступники»,— считает господин Лебедев, по словам которого НРБ готов был выдать сам все документы, интересовавшие следствие. Однако вместо этого следствие «провело показательную акцию с автоматчиками в масках». В Генпрокуратуре заявление банкира еще не рассмотрели, но его автор уже готовит иски к милиционерам о возмещении нанесенного ущерба. При этом в ГСУ при ГУВД утверждают, что сотрудники управления действовали в «рамках законодательства», а сам обыск был необходим для «полного и тщательного расследования».
Владислав ТРИФОНОВ