Сегодня в Сеуле завершился саммит G20. Лидеры стран согласовали создание системы идентификации дисбалансов в мировой экономике, но не смогли достичь конкретных договоренностей об их исправлении и недопущении валютных войн.
В развитие договоренностей, достигнутых несколько недель назад министрами финансов государств — участников G20 о создании набора индикаторов для оценки действий отдельных стран по устранению дисбалансов, лидеры стран решили поручить проработку этого вопроса специально созданной рабочей группе с участием МВФ, а министрам финансов изучить итоги ее деятельности не позднее первой половины 2011 г., сообщил журналистам предварительные итоги встречи российский шерпа, помощник президента Аркадий Дворкович.
Борьба с дисбалансами
«Система ориентировочных принципов, составленная из набора индикаторов, будет служить механизмом, который позволит вовремя идентифицировать значительные дисбалансы, которые требуют принятия превентивных и корректирующих мер», — говорится в коммюнике по итогам саммита. Однако после публикации коммюнике ни руководители стран, ни министры финансов, ни представители международных организаций не смогли объяснить, как эти принципы помогут странам, занимающим порой радикально противоположные позиции, прийти к общей точке зрения. Так, США и хозяин саммита, Южная Корея, выступали за установление целей для размера дефицита и профицита счета текущих операций (впрочем, их неофициальное предложение — 4% ВВП — было отклонено другими министрами G20 еще на встрече последних в конце октября); Китай и Германия, которые могут похвастаться сильным и вполне оправившемся от кризиса экспортным сектором, категорически возражали.
По всей видимости, страны испытывали серьезные проблемы с определением того, какие принципы и индикаторы могут использоваться для оценки дисбалансов. «Мы не хотим привязывать дисбалансы к одному индикатору; необходимо включить множество факторов. Эти факторы необходимо обсудить, и министры финансов будут активно этим заниматься в будущем году», — заявила канцлер Германии Ангела Меркель.
Валютное перемирие
В итоговых документах саммита нашли отражение такие проблемы посткризисного развития, как валютные войны и бесконтрольное накачивание национальных экономик денежной ликвидностью, осуществляемое некоторыми странами. По словам Дворковича, как таковой дискуссии не было, но ряд лидеров отметили, что односторонние действия одних стран по накачиванию экономик деньгами могут привести к существенному повышению рисков на финансовых рынках других. Российская позиция о том, что действия в этой сфере должны осуществляться скоординированно, была поддержана и зафиксирована в нескольких местах итогового резюме, сообщил российский шерпа. Что касается «валютных войн», то декларация лидеров содержит четкое указание — избегать искусственных девальваций. Но как этого добиться, не оговаривается. США пытались убедить Китай ослабить курс юаня, который привязан к доллару; в ответ представители Китая заявляли, что излишне мягкая денежная политика Федеральной резервной системы ведет к ослаблению доллара и провоцирует приток спекулятивного капитала на развивающиеся рынки.
Страны «двадцатки» обязались «предпринять макроэкономические стратегии, в том числе бюджетную консолидацию там, где это необходимо, с тем чтобы обеспечить непрерывное восстановление и устойчивый рост и укрепить стабильность финансовых рынков, в частности путем движения в направлениях определяемых рынком систем валютных курсов, повышения гибкости валютного курса, который бы отражал основополагающие экономические принципы и воздерживался от конкурентной девальвации валют. Развитые экономики, в том числе страны с резервной валютой, будут внимательно следить за недопущением резких колебаний и беспорядочных изменений валютных курсов. Эти действия помогут снизить риск излишней волатильности потоков капитала в странах с развивающейся экономикой».
Достигнутые соглашения могут помочь уйти от американо-китайского диспута о стоимости юаня, так как они требуют от других стран G20 предпринять усилия по ограничению собственных дисбалансов в торговле и сбережениях, сказал в интервью Bloomberg председатель совета директоров Morgan Stanley Asia Стивен Роуч.
Президент России Дмитрий Медведев заявил журналистам, что после этого самитта, который считается последним кризисным (в последующем G20 будет собираться один, а не два раза в год, как сейчас), угроза валютных войн гораздо снизилась.
Проблема искусственного удержания курсов валют будет рассмотрена во Франции в рамках создания индикаторов оценки стран по устранению дисбалансов в национальных экономиках.
Финансовая поддержка
На саммите была поддержана корейская инициатива по Глобальной сети финансовой безопасности, подразумевающая создание механизмов оперативного доступа к финансовым ресурсам в случае возникновения кризиса или появления его признаков. Корейцы предложили усилить таким образом инструмент МВФ «Гибкая кредитная линия» (для стран с сильной экономикой) и создать новый инструмент «Предохранительная кредитная линия» (для «достаточно» сильных стран, испытывающих трудности). Третий элемент этой системы — Глобальный стабилизационный механизм — предполагает создание комплекса инструментов, доступных в случае нового финансового кризиса. Сейчас МВФ имеет инструмент «с высоким уровнем доступа» для стран, выполнивших ряд мер экономической политики.
У МВФ появятся два новых инструмента, а у стран, испытывающих финансовые проблемы, будет меньше беспокойства, что обращение к МВФ обернется для них лишь дополнительными рисками, приветствует решение Дворкович. Противники же идеи говорили, что в такой конфигурации МВФ превращается в рейтинговое агентство, определяющим, к какой категории отнести страну-заемщика и на каких условиях выдать кредит.
Квоты МВФ
Все лидеры одобрили первый шаг, сделанный в направлении перераспределения квот в фонде, хотя накануне саммита представители ряда стран были недовольны тем, что реально в пользу развивающихся стран было перераспределено не 6%, а 2,8% — остальное получили те же развитые страны. Это произошло
Инициатива России и стран БРИК по реформе — учитывать показатель ВВП не во взаимосвязи с текущим курсом валют, а в связи с платежеспособностью страны — не рассматривалась. Этот вопрос, как и пересмотр валютной корзины, предполагается обсудить на следующем саммите, который пройдет во Франции.
Наталья КОСТЕНКО, Михаил ОВЕРЧЕНКО