Уходящий год был бурным для российской банковской системы. Одни банкиры считают год не очень удачным, другие, наоборот, довольно позитивным. Но и тем и другим пришлось столкнуться с обилием новшеств и разного рода потрясений.
Главное достижение года для российских банкиров — им удалось отстоять запрет на создание филиалов иностранных банков в стране. Хотя вполне вероятно, что эта победа стала делом чести не только банкиров, но и политического руководства страны. По крайней мере, на рынке появилась информация о том, что Россия не исключает возможности вернуться к обсуждению вопроса допуска филиалов иностранных банков «в связи со вступлением в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или на следующем раунде многосторонних переговоров — в зависимости от того, что произойдет раньше». Ценой запрета на филиалы стало увеличение общей квоты на долю иностранного капитала в российском банковском секторе (до 50%, хотя ранее российские переговорщики настаивали на 25%). На сегодняшний день законодательная квота иностранного капитала в российском банковском секторе отсутствует. По данным ЦБ, доля нерезидентов в совокупном капитале российской банковской системы удвоилась в 2005 году, а в 2006-м ее рост продолжился: с 11,15% на начало года до 14,42% на 1 октября.
По итогам двустороннего соглашения России и США о вступлении нашей страны в ВТО эта доля (по состоянию на 1 января 2007 года) не будет учитываться при расчете 50-процентной квоты. Также не будут учитываться и иностранные инвестиции: их вложат в капитал банков, которые приватизируются после даты присоединения России к ВТО.
«В ближайшие годы ожидается постепенное укрепление позиций иностранных банков на российском рынке (через создание «дочек» и дальнейшее развитие трансграничного кредитования), и со временем реальная доля иностранного капитала на российском рынке может превысить 50%. Хотя приход крупнейших западных финансовых институтов позитивен для потребителя, поскольку конкуренция должна привести к повышению качества и доступности банковских продуктов, риск постепенного заполнения квоты в 50% иностранного капитала, на наш взгляд, ставит под угрозу контроль государства над национальной банковской системой и денежными потоками», — считает аналитик компании «Финам» Ольга Беленькая.
Между тем в Восточной Европе примерно 90% банковской системы перешло под контроль нерезидентов. Для успешной конкуренции с иностранцами необходима консолидация российского банковского сектора и существенное повышение его капитализации.
Реальная глобализация
Крупные российские заемщики уже давно не нуждаются в филиалах иностранных банков в России. Они кредитуются непосредственно у самих иностранных банков. По признанию российского президента, доля трансграничных операций в общем кредитном потоке составляет сейчас около 40%. Наиболее привлекательные заемщики уходят на зарубежные финансовые рынки. При относительно благополучной ситуации с краткосрочной ликвидностью дефицит дешевых долгосрочных ресурсов внутри страны все же остается. А потому объем внешних заимствований банков и компаний растет угрожающими темпами.
Предварительные данные ЦБ по платежному балансу РФ за девять месяцев 2006 года показывают рост внешних обязательств банков на $27,7 млрд. С 1 января 2005 года по 1 июля 2006 года внешний долг частного сектора увеличился на $100 млрд.
Банковская физика
Рынок кредитования физических лиц в России увеличился с 1 октября 2005 года по 1 октября 2006 года более чем на 84%, рост же рынка депозитов физических лиц за аналогичный период составил более 35,5%. В 2006 году граждане получили 200 тысяч ипотечных кредитов на строительство жилья на сумму 200 млрд рублей. «По сравнению с прошлым годом объемы привлеченных кредитов возросли в три-четыре раза», — так прокомментировал эти данные первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев.
Некоторые банкиры вообще заявляют, что рынок ипотеки в России практически создан. Хотя об этом говорить все-таки преждевременно, учитывая, что кредиты на жилье настолько дороги: если кто и решился повесить на себя ипотечное «ярмо», то непременно с досрочным погашением кредита. Иначе квартира становится неоправданно дорогой — ведь недвижимость в России бьет все мировые рекорды по ценам, однако не всегда отвечает высоким стандартам качества. Да и спрос по жилью пока что настолько превышает предложение (потому оно и недоступно по ценам), что от многих ипотечных кредитов даже смельчаки отказываются, получив одобрение банка на кредит.
«В наступающем году, вероятно, обострится проблема невозврата кредитов, выданных частным лицам, — считает вице-президент КБ «Московский капитал» Сергей Корниец. — Хочется надеяться на законодательное решение в 2007 году известных проблем банковской отрасли (например, защита прав кредиторов), но очень уж время для этого в Госдуме неподходящее — предвыборное».
«Весь год шли разговоры о возможности введения персональных банкротств, что могло бы оздоровить сектор потребительского кредитования. Однако какие-то конкретные шаги в этом направлении, похоже, будут сделаны уже в следующем году», — считает председатель правления СДМ-Банка Максим Солнцев.
Размер имеет значение
«Наиболее заметные итоги 2006 года в банковской системе страны — продолжение опережающего развития кредитного обслуживания частных клиентов, активная очистка системы от «банков-прачечных», приобретение крупными банками своих более мелких собратьев с развитой сетью продаж и с крепкими позициями в конкретном регионе или определенном банковском продукте (автокредитование, например). Особенность последней тенденции — активизация иностранных банков в роли покупателей», — поясняет Сергей Корниец.
Таким образом, сбываются прогнозы прошлых лет о консолидации и укрупнении банков. Ведут себя банки по-разному: одни «откусывают» от понравившегося банка по маленькому кусочку, смакуя постепенное поглощение и никуда не торопясь. Другие покупают готовый бизнес сразу и целиком — обычно это происходит в том случае, если необходим банк с разветвленной филиальной сетью, готовой структурой и устойчивой репутацией в регионе.
Например, акционеры ОАО «Уралвнешторгбанк» и ОАО «Сибакадембанк» приняли решение об объединении. Миноритарный акционер Сбербанка (5%) Сулейман Керимов купил, а в сентябре продал Мосстройэкономбанк. А его компания «Нафта-Москва» — 19,99% акций БИН-Банка. Газпромбанк стал владельцем более 90% акций Севергазбанка, Сибирьгазбанка и Совфинтрейда.
Целиком стараются покупать небольшие, но устойчивые российские банки большие иностранные банковские структуры. Продажа пакетов акций ряда российских кредитных организаций зарубежным финансовым институтам стала одной из главных тенденций последнего года на отечественном банковском рынке.
Скупка-продажа
В 2006 году продолжилась тенденция экспансии иностранных банков. Произошло несколько знаковых сделок по вхождению крупнейших европейских финансовых групп в капитал российских банков (Raiffeisen — Импэксбанк, SG — 20% акций Росбанка с возможностью доведения доли до контрольного пакета, OTP Bank — Инвестсбербанк, Commerzbank — 15,3% Промсвязьбанка с возможным увеличением доли до мажоритарного пакета, Nordea — 75% Оргрэсбанка). «Если раньше такие покупки носили единичный характер, то в 2006 году доля иностранного капитала в банковской системе России выросла весьма заметно, до 15%, — рассказал в интервью «Газете» президент, председатель правления Промсвязьбанка Александр Левковский. — Такое развитие событий стало возможным благодаря тому, что, с одной стороны, российский банковский рынок динамично растет, развивается и является одним из наиболее привлекательных объектов для инвестирования. С другой стороны, существует тенденция усиления конкурентной борьбы в отечественной банковской системе и в то же время необходимости постоянного увеличения капиталов банков. В подобной ситуации акционеры российского банка должны решать: либо они оставляют за собой полный контроль над банком, понимая, что риски конкуренции растут, либо привлекают нового акционера, в роли которого, как правило, выступает стратегический инвестор».
Александр Левковский считает, что регулирующие органы должны пойти навстречу отечественным игрокам и расширить возможности банков самостоятельно наращивать капитальную базу. «Если говорить о конкретных примерах, то таким решением могла бы стать возможность активнее привлекать с финансовых рынков средства в капитал второго уровня, допустимая величина которого сейчас ограничена нормой в 50% от капитала первого уровня, тогда как в международной практике может даже превышать величину основного капитала. Другим выходом из положения мог бы стать отказ от налогообложения средств, направляемых на укрепление капитальной базы банков», — полагает Александр Левковский.
«Одним из последствий появления новых игроков на банковском рынке и бурного развития розницы следует назвать и такую тенденцию, как прирост зарплат в банковском секторе, который в 2006 году превысил средние темпы по стране. Надеюсь, что этот рост прекратится и можно будет более точно прогнозировать и рассчитывать расходы на содержание инфраструктуры банка», — замечает Максим Солнцев в интервью «Газете».
Клиент всегда прав
Без клиента банку не жить. Потому, как и ожидалось, все сегменты банковской розницы продемонстрировали высокие темпы роста. Небольшое разочарование связано, по словам руководителя проектов банковского маркетинга и связей с общественностью компании «ИМА-консалтинг» Дмитрия Афонина, лишь с замедлением развития рынка ипотеки во втором полугодии, хотя даже при этом объемы кредитов на жилье в целом значительно увеличились. «В следующем году, — уточняет он, — по нашим прогнозам, драйвером банковской розницы останется рынок кредитных карт».
Дмитрий Афонин подчеркивает, что «год ознаменовался высоким интересом банков к развитию своих брендов: одни занимались ребрендингом, другие усиливали позиции уже созданного бренда. В основном этому способствовала необходимость застолбить место в top of mind потенциальных потребителей услуг, волна объединений банков, подготовка к приходу стратегических инвесторов». Все это стало следствием введения в действие новой редакции закона о рекламе. Банкам пришлось изменить подход к продвижению своих услуг. Фактически стало невозможным заявлять о цене услуг, поэтому на первый план в рекламных кампаниях вышла креативность, значительно повысился интерес к программам лояльности.
«В следующем году конкуренция только усилится. При этом основная битва за клиента будет происходить в регионах, так как в центральных городах сливки уже сняты», — прогнозирует Дмитрий Афонин. А укрепление рубля сократит стоимость заемных средств, добавляет старший аналитик Альфа-Банка Ангелика Генкель.
Все это происходит с ростом доверия к банкам. И это доверие объясняется не только улучшением макроэкономической ситуации в стране, но и повышением надежности банковского сектора, а также внедрением системы страхования банковских вкладов, считает Ольга Беленькая. «Одновременно банки все в большей степени ориентируются на привлечение заимствований на международных финансовых рынках в форме синдицированных кредитов и еврооблигаций, — рассказывает она. — Привлеченные средства направляются прежде всего на активное наращивание кредитного портфеля, высокими темпами растут наиболее доходные сегменты — розничные кредиты, кредитование малого и среднего бизнеса. Высокий уровень процентной маржи и динамичный рост комиссионных доходов позволяет поддерживать весьма привлекательную рентабельность банковского бизнеса».
Цена роста
Аналитики ожидают дальнейшего роста банковского сектора. Этот рост, однако, будет связан с ростом рисков, особенно в секторе кредитования. И уже сегодня это вызывает определенное беспокойство ЦБ РФ. По данным ЦБ, доля просроченных кредитов населению увеличилась с 1,9% на конец 2005 года до 2,7% на 1 октября 2006-го (без учета доли Сбербанка — примерно 4%). «Хотя эта цифра выглядит все еще достаточно безопасной (существенным уровнем является 5—6%, а опасным — 10—15%), не стоит забывать, что она является лишь «средней по больнице», — отмечает Ольга Беленькая. — Относительно благополучной картина выглядит за счет низких показателей просроченных кредитов у Сбербанка — по итогам девяти месяцев 2006 года доля просроченной задолженности составила 1,1%. По оценкам некоторых экспертов, реальный невозврат по потребительским кредитам без учета Сбербанка значительно выше — на уровне 5—6%, а для некоторых банков — 10—15%, что близко к критическому уровню. На наш взгляд, это вряд ли приведет в ближайшее время к замедлению темпов роста потребительского кредитования, поскольку данный сегмент рынка далек от насыщения и предоставляет наиболее высокую доходность при размещении банковских ресурсов. В то же время в течение ближайших года-двух не исключены локальные проблемы с качеством кредитного портфеля у отдельных банков, что может стимулировать банки развивать систему оценки кредитоспособности клиентов и проводить более консервативную политику при кредитовании физических лиц».
Страхи и подозрения
Несмотря на отмеченные выше риски российского банковского сектора в среднесрочном периоде, в ближайшие годы он сохранит высокую привлекательность для иностранных стратегических инвесторов, заинтересованных в наиболее доходном и быстрорастущем сегменте розничного кредитования, а также для портфельных инвесторов, считает Ольга Беленькая.
По некоторым банковским продуктам наблюдались снижения ставок. «К сожалению, на волне этого роста рынка выявлены и участившиеся случаи недобросовестной работы банков с частными клиентами. Не случайно у ФАС появился ряд вопросов к ценообразованию в некоторых из таких банков», — замечает Максим Солнцев.
Проблемы уходящего и наступающего годов — низкая капитализация банков и невысокое качество кредитных портфелей, добавляет Сергей Корниец. По его словам, раз российские компании с положительным балансом и прозрачной отчетностью, крупные, средние и сырьевые, кредитуются в иностранных банках за рубежом, отечественные предприятия остаются со своим букетом финансовых проблем — от несоответствия расчетных лимитов кредитования запрашиваемым суммам до необходимости создания значительных резервов на покрытие возможных потерь по ссудам. К этому еще добавляются высокая стоимость ресурсов в сравнении с западными банками и дефицит долгосрочных пассивов.
Новогодние пожелания
Банкиры с нетерпением ждут внесения изменений в законодательство, в том числе и в Гражданский кодекс: они позволят банкам привлекать безотзывные депозиты физических лиц. «С учетом снижения ставки рефинансирования и высокой конкуренции со стороны других финансовых инструментов, таких как недвижимость, ПИФы и акции, банкам приходится планомерно корректировать ставки по банковским депозитам в сторону снижения, — полагает начальник управления развития депозитных и комиссионных продуктов Альфа-Банка Вадим Юдин. — Поэтому физическим лицам уже необходимы комбинированные продукты, реализованные на базе безотзывных депозитов и позволяющие сочетать безрисковость вложений в банковский депозит и возможность получения повышенного дохода от инвестиций в более высокорисковые финансовые инструменты».
Елена ТИХОМИРОВА