Почему современные американцы не могут делать сбережения так, как делали их бабушки и дедушки? Что тому причиной — отсутствие внутренней потребности или внешние факторы,
Ни для кого не станет откровением, что американская экономика за последние полвека претерпела разительные изменения, а это повлекло за собой и смену жизненных приоритетов и человеческих судеб. Но какие факторы повлияли переменам больше всего? Корреспондент американского сайта WiseBread Кентин Уэйтс попытался ответить на эти вопросы и выяснить, чем экономические реалии дня сегодняшнего отличаются от дня вчерашнего.
Маркетинг наступает
Маркетинг всегда был частью американской жизни. В начале и середине прошлого столетия он был прицельно ориентирован на жизненные реалии, а его задачей было предложить потребителю товары и услуги, способные улучшить повседневную рутину. Но сегодня методы маркетинга напоминают скорее не прицельную стрельбу, а тяжелую артиллерию — рекламная информация бомбардирует потребителя изо всех возможных источников. Маркетинг и реклама из искусства превратились в научные дисциплины, а в процессе этого превращения и стоимость рекламируемых товаров перестала измеряться лишь в денежном эквиваленте и приобрела «личностные» параметры. Никто больше не покупает автомобиль, ориентируясь лишь на его надежность и экономичность, — сегодня не менее важно и то, что машина может «рассказать» о своем владельце. Потребление — это «родовой признак», символ принадлежности к определенной социальной группе, способ самоидентификации. Это «гениальное безумство», порожденное маркетинговыми технологиями, сегодня столь явно владеет умами, что старшему поколению подобное и не снилось.
Если зайти в какой-нибудь американский продуктовый магазин, то реклама будет везде — на ручке магазинной тележки и на самой тележке, на полу и на дверцах холодильников; в торговых залах повсюду установлены автоматы для купонов, и какой-нибудь логотип будет даже на пластиковом разделителе товаров на ленте около кассы. Там же, у кассы, установлены копилки, куда можно бросить мелочь на благотворительность (это так называемый добродетельный маркетинг), да и на обороте кассовых чеков временами попадаются рекламные объявления. Удивительно, как после такой информационной атаки покупателям удается находить собственные автомобили на стоянке.
До определенного момента все эти маркетинговые ухищрения приносят отдачу, в противном же случае внимание маркетологов обращается к более прибыльным областям. Но чем применение подобных технологий оборачивается для простого потребителя, как это влияет на его способность отделить по-настоящему выгодные предложения от ненужного мусора, как в таких условиях рационально обращаться с деньгами и делать сбережения?
Трудовая недоустроенность
Автору этой статьи 41 год; его мать и отец проработали на одном и том же рабочем месте 28 и 32 года соответственно. У самого автора нынешняя работа — уже девятая по счету за всю трудовую биографию. Непоследовательность в достижении жизненных целей хороша, если она хорошо продумана, и некоторые из причин такой непоследовательности — возросший уровень образования и более широкий выбор возможностей. Но другая причина для смены курса — современные реалии рынка труда.
Компании продаются, переходят в офшоры, закрываются, консолидируются с вызывающей беспокойство частотой. Если стабильны работодатели, то и работники будут постоянны. Однако, согласно Бюро трудовой статистики США U. S. Bureau of Labor Statistics), средний срок трудового найма в стране составляет 4 месяца и 4 года. Единственный постоянный вид занятости для рядовых американцев — это обновление резюме. Смена мест работы и экономические трудности порождают нестабильность в финансовой жизни и негативно сказываются на уровне доходов.
Кредит — норма жизни
Для прошлых поколений американцев кредит был крайним выходом из положения. По мере того как кредитование все больше становилось нормой жизни, оно способствовало снижению персонального благосостояния потребителей, особенно если учесть отсутствие поясняющей информации об опасностях неумеренного пользования заемными деньгами.
Старшие поколения брали займы на дорогостоящие и крупные покупки, теперь же кредитными карточками в Соединенных Штатах платят за все — от гамбургера до автомобиля, от пары джинсов до новой стрижки. Если помножить это на проблемы с трудоустройством и нестабильную экономику, то чрезмерное пользование заемными деньгами может быть чревато катастрофическими последствиями.
Погашение, растущие процентные ставки, штрафы за просрочку и подпорченные кредитные рейтинги — это все равно что гибель «по частям» для простого человека, это угроза его личному благосостоянию и уверенности в завтрашнем дне. Неважно, что стало причиной чрезмерному увлечению кредитами, будь то реальные потребности или неспособность устоять перед соблазнами — важно то, что кредитование породило новых «хищников» финансовой индустрии и существенно осложнило людям жизнь.
Производство не в чести
Несколькими десятилетиями ранее Америка была мировым товаропроизводителем, но затем темпы в этой отрасли снизились, а производители стали больше ориентироваться на внутренний спрос. Бремя потребления свалилось на плечи рядовых потребителей, более того — спрос на товары американского производства и патриотизм стали чуть ли не синонимами в реалиях этого нового и замкнутого на самое себя рынка. «Покупай больше, плати меньше» — следование этому девизу привело к тому, что производства переместились из страны в офшоры, и в результате в США стало меньше рабочих мест.
Богатый и разнообразный рынок американских товаров, который старшее поколение воспринимало как должное, сильно уменьшился — а вместе с ним сократились и сбережения.
«Мой первый дом»
Как правило, недвижимость — самая серьезная инвестиция, и она может подорвать либо, наоборот, улучшить финансовое благосостояние человека. Для американцев стало нормой понятие «стартовой недвижимости», когда сначала приобретается большой «семейный» дом, а когда дети покидают отчее гнездо, можно подумать о недвижимости поменьше. И это не единственный случай смены жилья — еще бывают переезды, связанные с работой, разводы и т. п. А ведь каждая подобная перемена требует новой меблировки и ремонта. Однако для старших поколений жителей США «первый» дом был и «последним». Чем же вызвано то, что для современного поколения стремление к улучшению жизненных условий — от шкафа до автомобиля — стало причиной отсутствия свободного времени и угрозой финансовой независимости?
Причин тому несколько. Простой жизненный уклад и бережливость не могут появиться из ниоткуда. Более того, общество, маркетинг, личностные особенности и экономические реалии осложняют следование этим принципам. Старшему поколению в
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru