Французская банковская группа BNP Paribas сообщила о выводе на российский рынок своего розничного подразделения Cetelem, являющегося лидером европейского рынка потребкредитования. Строить бизнес в России французы будут с нуля, однако участники рынка считают, что без приобретения сетевого российского игрока европейский банк не сможет воспользоваться своими конкурентными преимуществами.
Как сообщили Ъ в пресс-службе российской «дочки» французской банковской группы BNP Paribas, в первом квартале 2007 года в России начнет работу розничное подразделение группы — компания Cetelem. Юридически российский Cetelem войдет в структуру ЗАО «БНП Париба», уже имеющего лицензию ЦБ, и будет работать под своим брэндом. Французский банк, напомним, уже предпринимал две неудачные попытки выйти на российский рынок розничного кредитования через покупку его крупнейших игроков — КМБ-банка и банка «Русский стандарт». Однако сделки так и не удалось завершить, и французы решили начать с нуля. «Что, однако, не исключает возможности приобретения банков в дальнейшем»,— сказали вчера Ъ в BNP Paribas.
Гендиректором Cetelem в России назначен Филипп Дельпаль, экс-глава компании «Русфинанс» — российского проекта потребкредитования еще одной французской банковской группы Societe Generale. Основными направлениями своей деятельности в России Cetelem заявил экспресс-кредитование в торговых сетях, автокредитование и револьверные кредитные карты. Как сообщили Ъ в пресс-службе «БНП Париба», банк намерен войти в пятерку лидеров российского рынка потребкредитования.
Cetelem — лидер рынка потребкредитования в континентальной Европе, розничное подразделение одной из крупнейших международных банковских сетей BNP Paribas. Компания специализируется на экспресс-кредитах, автокредитах и кредитных картах, представлена в 25 странах мира. Объем кредитов в 2005 году составил?47,3 млрд.
Участники рынка считают, что появление столь серьезного конкурента может изменить расстановку сил в российской банковской рознице. «Cetelem — очень значимый игрок на международном рынке потребкредитования,— отмечает зампред правления Инвестсбербанка Максим Чернущенко.— Учитывая, что это профессионалы в своей области, обладающие отработанными технологиями и возможностью привлечения дешевых ресурсов через головную компанию BNP Paribas, шансы занять лидерские позиции у них неплохие». Впрочем, эксперты считают, что для этого нужно время. «Требуется от 12 до 36 месяцев для того, чтобы игрок стал заметен на рынке»,— считает исполнительный директор направления ритейловых продаж и регионального развития ДжиИ Мани банка Эльман Мехтиев. «На достижение значимого кредитного портфеля, клиентской базы и широкого круга компаний-партнеров нашему банку понадобилось около двух лет»,— сказали Ъ в пресс-службе Финансбанка.
При этом наиболее выгодным направлением для развития российского бизнеса Cetelem эксперты считают экспресс-кредитование в торговых сетях, в котором европейский Cetelem имеет большой опыт, сотрудничая, в частности, с IKEA и Media Markt. Участники рынка прогнозируют, что именно эти ритейлеры станут первыми партнерами Cetelem в России. Получить комментарии о перспективах такого сотрудничества в IKEA вчера не удалось. Гендиректор российского Media Markt Збигнев Здулечин сообщил Ъ, что переговоров с Cetelem по этому вопросу пока не было, однако «в любом случае сотрудничество возможно с тем банком, который предложит наиболее выгодные для покупателя условия».
«Все шансы удовлетворить запросам торговых сетей у Cetelem есть,— считает гендиректор ЦЭА Интерфакс Михаил Матовников.— Такой крупный игрок может позволить себе работать в течение нескольких лет в убыток с тем, чтобы захватить большую долю рынка за счет выгодных условий для клиентов и партнеров». «Однако не исключено, что французам придется приобрести один из сетевых банков,— считает старший аналитик агентства Русрейтинг Елизавета Белова.— В противном случае они рискуют упустить главное преимущество — время».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА