Нассим Талеб, пророк-самоучка, предвидевший нынешний кризис, в интервью «Ведомостям» говорил, что газет он не читает, новости не смотрит, а о происходящем предпочитает узнавать из разговоров с людьми — в ресторане, на улице, в магазине.
На днях в маршрутке я услышала, как две молодые женщины обсуждали причины замены бумажных «десяток» на монетки. Одна говорила второй, что это было сделано властями «с тонким психологическим расчетом» — побудить людей больше тратить. «Бумажные «десятки» аккуратно лежат в кошельке вместе с другими купюрами, карман не тянут, и незаметно, бумажка к бумажке, можно «десятками» и сто рублей собрать», — говорила женщина. А когда тебе «надавали сдачу в пять-шесть десятирублевых монет» и они у тебя вместе с другой мелочью набиваются в кармане или кошелке, возникает «подсознательное желание поскорее от них избавиться», потому что «как деньги ты их уже не воспринимаешь», объясняла она причины обесценения десяти рублей в восприятии соотечественников.
Я слушала этот разговор с долей иронии — не то чтобы я не верю, что российские власти способны проявлять тонкий психологический расчет, но уж слишком узко-практичное объяснение давал первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский, презентуя летом 2009 г. образцы 10-рублевых монеток журналистам. За счет этого ЦБ, помнится, собирался сэкономить 18 млрд руб. Дело в том, что хотя в производстве монета дороже банкноты, но служит дольше. Бумажная 10-рублевка изнашивается за год, а срок жизни монеты — около 30 лет, объяснял Лунтовский.
Сермяжную правду попутчицы из маршрутки я вспомнила через день, получив в магазине сдачу 12 увесистыми монетами. Чтобы не таскаться с таким грузом, я тут же потратила мелочь на всякую ерунду.
А еще я вспомнила, что в начале 2009 г. (к слову — когда принималось решение о замене бумажных «десяток» на монеты) экономисты всерьез опасались дефляции в России. Испуганное кризисом и первой волной кризисных увольнений население ужималось в расходах, боялось тратить накопленное, а правительство устраивало brain storm, чтобы найти способы простимулировать потребительский спрос.
Все же вряд ли 10-рублевые монеты были придуманы с той же целью, что и, к примеру, госпрограмма льготного автокредитования. Скорее всего, замена купюр на монеты в этот период стала случайным, но очень удачным совпадением. Думаю, вклад 10-рублевых монеток в увеличение потребительских расходов все-таки был, и немалый. Ведь когда самая распространенная среди населения купюра перестает восприниматься как деньги, экономика не может это не почувствовать?
Наталия БИЯНОВА