Американские потребители снова начали тратить деньги. Однако времена, когда кредитками платили за все, от кофе до садовой мебели, остались в прошлом. Нынешние покупатели вернулись к бумажной наличности, и даже банки, выпускающие кредитки, готовы вознаграждать их за это — все той же бумажной наличностью, пишет SmartMoney.
В текущем году покупательская активность в США возросла на 2,2%, но ведущие эмитенты кредитных карт не получили от этого никакой выгоды. Например, согласно результатам исследований, проводимых компанией Nilson Report, в первом полугодии объем трансакций Visa в Соединенных Штатах уменьшился на 1,2% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Трансакции MasterCard составили 10,2% от общего объема операций с картами, однако компания признает, что большая их часть — это операции с дебетовым пластиком. Несколько сократился объем трансакций платежной системы Discover, и лишь у American Express он фактически не изменился.
Потребители предпочитают расплачиваться наличными или при помощи дебетовых карт — прирост здесь составил 15% (тогда как аналогичные показатели по кредитным картам возросли лишь на 1,9%). Компания TowerGroup прогнозирует рост объемов операций с дебетовым пластиком на 8—12% в течение следующего года. «Эти цифры объясняются тем, что многие опасаются пользоваться кредитками, боясь снова увязнуть в долгах», — разъясняет профессор Университета штата Висконсин Джеймс Браун.
Ниже — еще три признака возвращения наличности в массы.
Больше не подарок
Индустрия подарочных карт, выпускаемых по программам клиентской лояльности, после девятилетнего бурного роста продемонстрировала спад. Согласно данным сайта CardHub.com, по сравнению с 2007 годом объем выданных подарочных карт в 2010-м сократился на 11% до 86,2 млрд долларов. Покупатели боятся проблем, связанных с их использованием, — штрафов за непроведенные в течение срока действия карты операции, говорит Куэйм Куади, руководитель сайта GiftCardResque.com. Если не пользоваться такой картой или воспользоваться лишь однажды, ее держателю могут начислить штраф. К радости потребителей, новые правила карточного кредитования, введенные Федеральной торговой комиссией (FTC) США, предусматривают увеличение срока годности подарочной карты с года до пяти лет
Тем временем многие держатели подарочных карт продают их различным компаниям (вроде той же GiftCardResque.com) по ценам ниже первоначальных на 10—20%. По словам Куадли, с октября 2009-го по октябрь 2010-го его фирма купила карт на 1 000% больше, чем годом ранее. По данным другой компании — PlasticJungle.com, объемы покупок подарочных карт за год удвоились. «Люди предпочитают платить наличными в любом понравившемся им магазине, чем быть привязанными картой к одной торговой точке», — говорит профессор Провиденского колледжа и специалист по кредитным картам Дэн Хорн.
В свою очередь, покупатели, которые хотят пользоваться подарочным пластиком в конкретных магазинах, при помощи подобных компаний могут приобрести эти карты с дисконтом. Так, GiftCards.com предлагает карты спа-салона SpaFinder за 86 долларов вместо 100, карты сети магазинов Home Depot — за 34 доллара вместо 37.
Многоступенчатые скидки
Последние несколько месяцев американцы могли сэкономить до 2,5% от стоимости покупок, расплачиваясь наличными, — подобные дисконты предусмотрены в рамках финансовой реформы в США. Более того, в соответствии с новым соглашением, которое американское Министерство юстиции заключило с Visa и MasterCard, ретейлеры имеют право отговаривать клиентов от пользования кредитками в торговых точках, если такой способ оплаты покажется им чересчур накладным для покупателя.
Подобная практика может привести к формированию многоуровневой системы ценообразования для одних и тех же товаров в зависимости от формы оплаты, причем в случае расчета наличными цены будут самыми низкими, подчеркивает Дуг Кантор, советник коалиции торговых компаний Merchants Payment Coalition. «Ретейлеры с удовольствием предложат покупателям скидки при оплате кешем», — прогнозирует эксперт. При такой дисконтной политике пальто за 200 долларов обойдется в 195 долларов.
По данным Министерства сельского хозяйства США, в среднем американская семья тратит 800 долларов в месяц на продукты. Однако при условии оплаты наличными экономия может достигнуть 2,5%, или 240 долларов в год.
Все любят кеш
Даже эмитенты кредитных карт в свете последних тенденций начали делать своим клиентам денежные подарки — до 100 долларов наличными — при заключении договоров обслуживания. Такого не было с 2007 года, замечает Одиссеас Пападимитриу, генеральный директор компании CardHub.com. Однако, чтобы получить подобный презент, клиент должен иметь кредитный рейтинг не менее 720 баллов из 850 возможных. Кроме того, держатели карт обязаны исправно погашать кредит и постоянно пользоваться заемными средствами.
Эти предложения подразумевают, что заемщик ради 100 долларов наличными должен вовсе отказаться от кеша, по крайней мере на короткий срок. К примеру, по карте Chase Freedom Visa Card держатель должен за месяц потратить 799 долларов, а по карте Discover More — не менее 500 долларов в течение трех месяцев. При этом многие эмитенты выдают 100-долларовые купюры лишь после того, как проверят выписку по кредитке.
Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru