Правительство в пик кризиса приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизинговой отрасли. Однако, как отмечают участники рынка, господдержка в основном была ориентирована не на лизинговые компании, а на их клиентов, а также поставщиков оборудования, передаваемого в лизинг. В связи с этим, утверждают представители лизинговых компаний, реальным подспорьем для отрасли в сложной экономической ситуации стала программа Российского банка развития, предусматривающая кредитование лизинговых компаний, работающих с предприятиями малого и среднего бизнеса. По оценке самого банка, по данной программе уже выдано кредитов лизинговым компаниям на сумму, превышающую 10 млрд рублей.
Основной проблемой лизинговых компаний в пик кризиса стало отсутствие финансирования. Банковское кредитование тогда фактически прекратилось, а те кредитные организации, что продолжали кредитовать лизинговые компании, предлагали деньги под 24—26% годовых. В связи с этим наиболее востребованными программами господдержки лизинговой деятельности были те, которые предусматривали выделение финансирования на более приемлемых условиях. Однако, как отмечает председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты России по лизингу Алексей Акиндинов, анализ действующих федеральных программ в гражданской авиации, судостроении, агропромышленном комплексе, железнодорожной и иных стратегически важных отраслях показывает, что государство пыталось стимулировать лизинговую деятельность за счет предоставления субсидий лизингополучателям. Госпрограммы предполагали возмещение государством части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга. При этом субсидии выдавались по договорам лизинга имущества исключительно отечественного производства.
Лишь в двух постановлениях правительства предусматривается возможность предоставления субсидий непосредственно лизинговым компаниям. Речь, в частности, идет о документе, подписанном в феврале 2008 года, о субсидиях лизинговым компаниям по уплате процентов по кредитам российских банков на закупку отечественных самолетов с целью передачи последних в лизинг. В июле прошлого года подобный механизм распространился и на сделки по приобретению отечественного автотранспорта. В подкомитете ТПП по лизингу затруднились оценить эффективность данных мер господдержки. «Дело в том, что многие виды отечественного оборудования и техники не выдерживают конкуренции с зарубежными аналогами. И нередко самих аналогов у нас не производится как таковых», — отмечает
Государственные программы поддержки отрасли принимались не только на федеральном, но и на региональном уровне. Как отмечает генеральный директор компании «ПН-Лизинг» Роман Маланин, разработанная Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга в октябре 2008 года программа предоставляет возможность предприятиям малого бизнеса возместить до 50% (но не более 450 тыс. руб.) от суммы затрат по договору лизинга. «Но, к сожалению, эта программа не получила достаточного развития в силу ограниченности выделяемых на нее бюджетных средств», — сожалеет
А вот финансовый директор компании «Центр-Капитал» Елена Адамова, наоборот, полагает, что механизмы субсидирования части лизинговых платежей на уровне федерального или региональных бюджетов преимущественно являются декларативными и на практике пока не применяются. «Реальное внедрение этих механизмов существенно поспособствует модернизации производственных фондов малых и средних предприятий», — уверена она.
Участники рынка, опрошенные РБК daily, единодушны в том, что единственно реальной поддержкой для лизинговых компаний стала программа РосБР. Она предусматривает кредитование на льготных условиях и на длительные сроки (до пяти лет) лизинговых компаний, финансирующих проекты лизинга оборудования, автотранспорта и техники для предприятий малого и среднего бизнеса.
«Ключевые плюсы программы не только в выгодных ставках и длительных сроках, но и в том, что банк передал обязательства (и ответственность) по рассмотрению и оценке клиентов лизинговой компании, что существенно увеличивает оперативность финансирования заявок лизингополучателей», — говорит руководитель направления лизинга для малого и среднего бизнеса ГЛК «Бизнес-Альянс» Владислав Гайдай. Также, по его словам, предельно ясно обозначены требования к потенциальному лизингополучателю. «Единственный минус программы — небольшие кредитные лимиты, выделяемые банком на лизинговые компании», — говорит
В компании «Центр-Капитал» сообщили, что являются участником программы Банка развития. По словам Елены Адамовой, «Центр-Капиталу» открыты кредитные линии на сумму 375 млн руб. сроком на пять лет по программам «Автолизинг» и «Развитие». На эти средства финансируются приобретаемые основные средства стоимостью от 150 тыс. до 150 млн руб. на одного лизингополучателя. В «ПН-Лизинг» в свою очередь отметили, что в мае компания заключила договор на открытие второй кредитной линии. Привлеченные средства в общей сумме более 170 млн руб. были направлены на финансирование сделок с предприятиями малого и среднего бизнеса в сфере лизинга оборудования, транспорта, спецтехники.
Банк развития также открыл кредитную линию и для «Балтийского лизинга». По сообщению банка, сумма кредитов, которые получили две компании этой группы, составила 400 млн руб.
Надежда ЭДИНА