Михаил Фрадков подписал постановление правительства, согласно которому создаваемая на базе Внешэкономбанка (он сольется с Российским банком развития (РосБР) и Росэксимбанком) корпорация развития не сможет инвестировать пенсионные накопления «молчунов».
Подписанное премьером постановление устанавливает ограничения на «инвестирование пенсионных накоплений граждан и накоплений на жилищное обеспечение военнослужащих в рублевые депозиты в кредитных организациях». Часть из них напрямую запрещает новой корпорации развития заниматься пенсионным инвестированием.
Ключевой пункт выпущенных правительством инвестиционных ограничений — управлять средствами не сможет организация, не имеющая лицензии кредитной организации Центробанка. А такой лицензии у нового ВЭБа как раз и не будет. По крайней мере, так написано в законопроекте о создании корпорации развития, одобренном на последнем заседании правительства.
Общие же ограничения таковы: управлять пенсионными деньгами согласно постановлению сможет организация, имеющая не менее 5 млрд рублей собственного капитала, работающая на рынке не менее 5 лет с момента регистрации и имеющая положительное аудиторское заключение. Кроме того, банк, у которого ЦБ когда-либо отзывал лицензию, также не сможет вкладывать пенсионные деньги.
Ограничиваются и сами депозиты. Теперь процентная ставка по инвестируемым накоплениям должна быть не меньше, чем определяемая Центробанком средняя доходность государственных облигаций.
Формально требованиям правительства могут соответствовать многие, в том числе крупные частные банки. Однако, по сведениям «Газеты», в МЭРТе уже приняли решение не отдавать деньги «частникам», а передать их из уходящего в прошлое ВЭБ СССР другому госбанку. Пока еще не известно, какому, но претендентов не так много — скорее всего правительство будет выбирать между Сбербанком, Внешторгбанком и Газпромбанком.
Помимо управления пенсионными деньгами госкорпорация развития может лишиться еще одной функции, которую выполнял Внешэкономбанк, — функции долгового агентства. Именно
Что же в этом случае останется ВЭБу? Михаил Фрадков на последнем заседании правительства заявил о том, что его функции будут носить эксклюзивный характер. В МЭРТе эксклюзивными функциями считают кредитование экспортных контрактов и инфраструктурных проектов. Герман Греф даже предлагает передать в управление нового ВЭБа деньги инвестфонда. По мнению министра, это позволит освободить чиновников от несвойственных им функций бизнесменов. К тому же входящий в состав нового ВЭБа РосБР уже имеет хороший опыт по консультированию претендентов на деньги инвестфонда.
Гораздо сложнее обстоит дело с управлением банком. ЦБ не будет осуществлять надзор за корпорацией, эти обязанности перейдут к наблюдательному совету. На заседании правительства Фрадков потребовал, чтобы наблюдательный совет возглавлял премьер-министр. И он предложит президенту кандидатуру руководителя банка и будет следить за тем, чтобы корпорация развития не стала крупнейшим в России коммерческим банком. Собственно, подписанное Фрадковым постановление — первое препятствие на пути ВЭБа в лидеры кредитного рынка.
Андрей ЛАВРОВ