Банк России обновил «Основные направления денежно-кредитной политики на 2011—2013 годы» (ОДКП), проект которых вчера был внесен в Госдуму. Изменения коснулись более быстрого сокращения сальдо текущего счета на фоне роста импорта и увеличения прогнозов оттока капитала, чего и ожидал рынок. В ЦБ отток капитала и повышенный спрос на валюту связывают с растущими выплатами по внешним долгам. Экономисты убеждены: он объясняется ростом российских инвестиций за рубеж.
Обновления, внесенные ЦБ в новый вариант ОДКП на 2011—2013 годы, поступивший вчера в Госдуму, продиктованы текущими макроэкономическими условиями — в первой редакции документ уже был одобрен советом директоров ЦБ, Госдумой и Белым домом (см. «Ъ» от 21 сентября). Исходя из сообщений информагентств, регулятор пересмотрел прогноз объемов внешней торговли. Теперь в базовом прогнозе на 2011 год, исходящем из среднегодовой цены нефти $75 за баррель, профицит текущего счета платежного баланса может составить $35,7 млрд (в предыдущем варианте — $46,2 млрд), в 2012 году — $17,7 млрд ($30,3 млрд), а в 2013 году — минус $21,3 млрд (в предыдущем варианте — $5,7 млрд). В последних поправках к документу ЦБ признает ускоренный рост импорта как состоявшуюся тенденцию: если прогноз экспорта на 2011—2013 годы увеличен не был, то оценки импорта растут — в 2013 году он достигнет $457,7 млрд ($443,8 млрд в предыдущем прогнозе) при экспорте в $489,6 млрд.
Александр Морозов из HSBC убежден в том, что «специфика платежного баланса РФ не может позволить быть ему дефицитным». «Дефицит текущего счета приведет к ослаблению рубля, что вернет его текущий счет к профициту. Если ЦБ будет сдерживать ослабление валюты, то повторится сценарий 1998 года, который только спровоцирует инфляционные ожидания»,— считает господин Морозов. С ним соглашается Алексей Моисеев из «ВТБ Капитала», отмечая, что уже в ближайшее время темпы роста импорта будут стабилизироваться, учитывая ослабление рубля к евро и лаги, с которыми к нему адаптируется импорт.
Впрочем, проблема дефицита текущего счета заключается не столько в динамике внешней торговли, сколько в динамике потоков капитала. На 2010 год ЦБ увеличил оценку чистого оттока иностранного капитала в два с половиной раза, до $22 млрд, в 2011 году отток ожидается на уровне $15 млрд. При этом уже по итогам января-сентября 2010 года чистый отток зафиксирован на уровне $15 млрд. По оценкам господина Моисеева, только в октябре 2010 года чистый отток иностранного капитала составил $5—6 млрд. В HSBC считают, что банки и компании уже привлекли необходимые валютные активы для погашения внешнего долга, которое должно увеличиться в декабре 2010 года, «показав» их как отток гораздо раньше конца года. Reuters, со ссылкой на обновленные ОДКП, передает, что в ЦБ в качестве одного из основных факторов повышения спроса на иностранную валюту называют именно погашение внешних долгов.
Как в HSBC, так и в «ВТБ Капитале» считают, что основной спрос на валюту, провоцирующий давление на рубль, компании создают не с целью платить по внешним обязательствам, а с целью инвестировать за границу. «Увеличение внешних активов банков и компаний и непоступление валютной выручки, по данным ЦБ, за третий квартал 2010 года составляет около $22 млрд, примерно столько же составляет чистое привлечение внешнего долга: обязательства сравнялись с активами,— указывает Алексей Моисеев. Это не те же деньги, но ситуация очень похожа на 1997 год, когда инвестиции за границу финансировались за счет привлечения иностранных займов. Это очень плохой признак».
Алексей ШАПОВАЛОВ