В ночь на вторник истек официальный срок переговоров членов Европейского парламента и министров финансов стран — участниц ЕС по вопросу бюджета на 2011 год. Несмотря на взаимные уступки сторон, чиновники так и не сумели согласовать документ и впервые с 1988 года поставили под угрозу финансирование ряда важных общеевропейских программ.
Принятие единого общеевропейского бюджета еще пару дней назад казалось многим наблюдателям уже почти решенным делом. Изначально выдвинутое Европейским парламентом предложение увеличить доходную часть бюджета в 2011 году на 6,2% было заменено повышением в размере всего лишь 2,9%, до 126,5 млрд евро (чуть более 1% совокупного ВВП ЕС). Однако, как оказалось, противоречия скрывались не только в области того, сколько именно средств должны выделять страны — участницы союза.
Камнем преткновения стал вопрос об увеличении полномочий парламента по распределению бюджетных средств. Сравнительно небольшая группа стран (включая Великобританию, Швецию и Нидерланды) резко высказалась против таких изменений, опасаясь введения дополнительных налогов на местный бизнес и граждан. Стоит отметить, что европейские чиновники уже давно обсуждают возможность изменения схемы формирования общего бюджета, которое подразумевает введение единого налога вместо существующих сейчас дотаций участниц союза. Еще одним подводным камнем оказалось предложение о дополнительном выделении примерно 4 млрд евро ежегодно (в период с 2011 по 2013 год) на финансирование ряда важных проектов.
Новый шанс уладить противоречия чиновники получат на предстоящей встрече глав стран ЕС 16—17 декабря. Однако многие аналитики сходятся во мнении, что принять единый бюджет удастся не раньше следующего года, что подтверждается прогнозами самих политиков. «На урегулирование всех вопросов, скорее всего, уйдет несколько месяцев… Я очень сожалею о происшедшем», — заявил еврокомиссар по вопросам бюджета Януш Левандовски.
Согласно законам Евросоюза нынешняя ситуация означает, что рост доходной части бюджета ЕС будет заморожен, а его финансирование будет происходить на основе показателей 2010 года. Раз в месяц страны будут выделять одну двенадцатую часть дотаций, что поставит в тяжелое финансовое положение некоторые новые институты союза. В частности, с недостатком финансирования столкнется Европейская служба внешнеполитической деятельности, а также созданные недавно регуляторы, в чьи обязанности входит контроль над инвестиционным, страховым и банковским бизнесом.
Под угрозой оказался и проект строительства нового международного экспериментального термоядерного реактора (ITER) во Франции. Как утверждают европейские чиновники, части дотаций могут лишиться также беднейшие страны ЕС, так как более двух третей единого бюджета тратится именно на эти нужды.
Некоторые аналитики все же полагают, что угроза недостатка средств заставит европейцев гораздо быстрее устранить все противоречия. «Европейский парламент впервые после подписания Лиссабонского договора попытался использовать свои расширенные полномочия в области формирования бюджета и встретил резкое противодействие со стороны некоторых стран — участниц ЕС. Я полагаю, что подобное будет продолжаться и в дальнейшем, государства будут до конца отстаивать свои финансовые интересы, — сказал РБК daily профессор Лондонской школы экономики Иен Бегг. — Что касается бюджета на 2011 год, я думаю, страны и парламент сумеют договориться уже в ближайшие недели, парламентарии пойдут на уступки и хотя бы временно откажутся от усиления своих полномочий».
Евгений БАСМАНОВ