Планы по внедрению социального «пластика» спустили всем регионам. Те из банков, которые подсуетятся сейчас, смогут рассчитывать после 2012 года на долю рынка, оцениваемого в сотни миллиардов рублей.
Обычно в зале ожидания Томского многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (МФЦ) пустынно — три девушки-консультанта, пара столов, да несколько посетителей (онлайн-трансляция доступна на сайте организации). Однако чиновники уверены, что скоро в МФЦ будет не протолкнуться от желающих получить универсальную электронную карту (УЭК): администрация Томской области выбрала эту организацию в качестве оператора, который будет выпускать и обслуживать социальный «пластик». По закону о предоставлении госуслуг такие организации должны быть созданы во всех регионах, а в перспективе социальной картой с банковским приложением будет владеть каждый гражданин. Неудивительно, что за право эмитировать такие карты между банками развернулась нешуточная борьба.
Первопроходцы
Активность банков понятна — перед ними открываются впечатляющие перспективы. Старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский, курирующий этот проект, и не скрывал от журналистов: «Мы создаем новую «поляну» для использования карт, которой раньше не было». Эмитирующий банк получит возможность заработать на комиссиях (в том числе и за зачисление средств), а также сэкономить на операционном обслуживании. Оператор «социального проекта» сможет рассчитывать на получение комиссионного дохода — по некоторым оценкам, он составит до 120 млрд рублей в год. Если учесть, что только Пенсионный фонд России в 2011 году планирует направить на выплату пенсий, пособий и других социальных выплат около 1,4 трлн рублей, участники проекта смогут заработать десятки миллиардов рублей. По словам президента Сбербанка Германа Грефа, банки могут рассчитывать на доходность в 4—5%.
Основные победители в борьбе за «социальные» деньги уже определились. Это Сбербанк, «Уралсиб» и «Ак Барс», которые в мае создали ОАО «Универсальная электронная карта» с долями соответственно 34, 33, 33%. Впрочем, формально список участников открыт для всех банков — к концу года должны быть утверждены правила присоединения к проекту, которые предполагается сделать максимально близкими к условиям сотрудничества с международными платежными системами. Сейчас к «большой тройке» примкнул Банк Москвы — началось официальное внедрение прототипа УЭК в Астраханской области, Башкирии, Татарстане и Москве. Причем в столице, до сих пор считавшейся вотчиной как раз Банка Москвы (кредитная организация наштамповала 6,5 млн социальных карт), стартует и «пилот» Сбербанка — до конца 2010 года он может выпустить около 100 тыс. универсальных электронных карт. По словам Виктора Орловского, инвестиции акционеров в УЭК на горизонте в пять лет могут составить $100—150 млн.
Сейчас банки, участвующие в программе, называют друг друга партнерами. Между тем, год назад ситуация была более напряженной: «Уралсиб» и Сбербанк жаловались друг на друга в ФАС, деля территорию. «Это прибыльный бизнес [эмиссия и обслуживание социальных карт], — объясняла на слушаниях в Совете Федерации начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева. — В прошлом году в Уфе рассматривались претензии к банку, который договорился с администрацией республики и начал реализацию проекта по внедрению социальных карт (речь шла об «Уралсибе» — «Ф.»). Кто первым возмутился, что это не было организовано на конкурсной основе? Сбербанк. В других регионах то же самое — большинство проектов по социальным картам закрытые, поэтому кто бы ни попал в этот проект, остальные игроки рынка возмущаются».
Только на прошлой неделе антимонопольная служба вынесла предписание банку «Уралсиб» и Минсоцзащиты Московской области, обязав их прекратить двустороннее сотрудничество по обеспечению граждан социальной картой в городе Дубне. В ФАС посчитали, что стороны нарушают закон «О конкуренции». Юрий Лагутин, член совета директоров Уполномоченной организации по организации проекта в Астраханской области (по закону о предоставлении государственных и муниципальных услуг такие организации созданы во всех субъектах — они обязаны обеспечивать выпуск и выдачу универсальных электронных карт в регионе), в беседе с корреспондентом «Ф.» возмущается: «В ФАС с жалобами постоянно бегут банки-конкуренты. Спрашиваем, где же вы были, когда мы искали партнеров? А они отвечают: мы хотели посмотреть, как пойдет дело у других». Правда, пока хвастать первопроходцам нечем, но кредитные организации стараются застолбить «поляну» на будущее. Эмиссия универсальных электронных карт по планам правительства начнется в 2012 году, а к 2014-му такая карта должна быть у каждого гражданина России.
Жертвы эксперимента
«За последние полтора года к нам приезжали перенимать опыт или соединялись по телефону делегации из 35 регионов», — говорит Юрий Лагутин. Благодаря лоббистским возможностям Сбербанка Астрахань стала лицом «социального проекта». Однако пока в социальных проектах больше сложностей. Так, президент-предправления ВТБ24 Михаил Задорнов, ссылаясь на слова Андрея Бородина, рассказывал, что проект «Социальная карта москвича» до сих пор является убыточным и не может похвастать большим количеством приложений (основные — зачисление пенсий, стипендий, а также проезд в общественном транспорте). Есть сложности и в Астрахани — пока там выпущено около 117 тыс. карт. Кроме того, федеральный банк встретил сопротивление со стороны местного банковского сообщества, и за полтора года соответствующая объединенная инфраструктура так и не была создана. «Я всем, кто к нам приезжает, говорю: такие проекты не должны быть чисто государственными. У нас проект инвестиционный, и мы в свое время долго искали инвестора», — рассказывает Юрий Лагутин. Если «Сбер» вкладывался в проект через свою инфраструктуру — эмитировал карты, наращивал парк банкоматов и терминалов, то правительство Астраханской области привлекало своих специалистов для написания приложений и последующей их поддержки.
В Пензе пошли по другому пути — решили все сделать за государственный счет. Итог: выпущено всего несколько десятков карт, а сам проект скоропостижно закрыт. Инвестиции в создание необходимой инфраструктуры должны делить бюджеты регионов и банки. Герман Греф оценивает инвестиции в данный проект в 150 млрд рублей в течение пяти лет. Из них 40 млрд, по его подсчетам, должны вложить банки, остальное — местные власти. Пока таких денег в регионах нет. В той же Астрахани терминал для приема социальных карт есть только в одной поликлинике — при 4-й городской больнице. Не слишком масштабно для «выставочного» проекта. Да и отношение к инвестициям разное. Если «Сбер» утверждает, что потратил на «пилот» в области около 240 млн рублей, то в правительстве области считают, что речь, скорее, идет о сумме в районе 57 млн.
Пока в разных регионах эти проекты реализуются без какого-либо единого вектора. Тем не менее Петр Мазанов, зампредправления ГК ЦФТ (платежная система «Золотая корона»), считает, что в будущем можно будет найти правильное сочетание федеральных и региональных приложений. Та же «Золотая корона» имеет опыт совместной работы со Сбербанком — они отвечают за транспортное приложение карты в Астраханской области. Раньше такое было невозможно даже технически. Сейчас крупнейший банк России сделал ставку на платформу «Про 100», которая, по некоторым данным, создавалась с использованием технологий MasterCard. Она, в отличие от «Сберкарты» (грандиозного карточного проекта «Сбера», недавно прекратившего свое существование), является открытой, то есть совместимой для работы с разными системами и приложениями. Для Сбербанка это настоящий прорыв. Выбор в качестве неофициального партнера MasterCard тоже оправдан — на платформе компании реализуется большое количество кобрэндинговых проектов самых разных банков. Технологии давно отработаны.
Трудности перевода
Планы у участников проекта амбициозные — карта должна стать чуть ли не электронным паспортом гражданина. По мнению Германа Грефа, универсальный «пластик». должен стать ключом к получению чуть ли не 80% услуг, предоставляемых государством. «Для нашей страны это лекарство, которое предписано врачом. Избавить от взяточничества может только одно — отсутствие контакта [между гражданином и чиновником]», — говорил Греф на теледебатах с главой ВТБ24 Михаилом Задорновым нынешним летом. Вряд ли такой подход устраивает всех «слуг народа». Кроме того, бороться приходится не только с чиновниками. Петр Мазанов рассказывает, как при реализации проектов по внедрению транспортных карт они сталкивались с противодействием участников процесса — например, у кондукторов якобы постоянно ломаются терминалы и деньги с пассажиров приходится брать по старинке, наличными. Та же ситуация и с работниками ГИБДД. Сотрудникам «Золотой короны» приходится мотивировать и тех и других — лидеры по сборам получают ценные призы и подарки. Перевешивают ли они размер «неформальных сборов» — другой вопрос.
Есть проблемы и другого рода. «В Астрахани практически нет муниципального городского транспорта», — говорит Юрий Лагутин. В списке участников программы лишь 30 городских троллейбусов. Остальной транспорт — частные маршрутные такси, услуги которых предоставляют чуть ли не 2 тыс. небольших компаний. «С таким количеством контрагентов полноценно реализовать транспортное приложение практически невозможно — со всеми не договоришься», — уверен он. Кроме того, по мнению Петра Мазанова, уровень автоматизации социальной сферы на региональном уровне достаточно низок, что требует стимулирования компаний-разработчиков.
«Проекты по внедрению социальных карт — нужные, но еще сырые и очень сложные», — уверен Юрий Лагутин. На федеральном уровне будет еще сырее и сложнее, предупреждают эксперты. К тому же, как водится, в процессе реализации проекта и без того немалая смета в 150 млрд рублей может вырасти. Михаил Задорнов говорит, что не менее чем до 250—300 млрд рублей. А такие затраты отбить будет куда сложнее даже за счет бездонной бочки социальных выплат.
Восточный опыт
Малайзия
С 1999 года в стране реализуется проект по выпуску электронных карт MyKad. На сегодняшний день эмитировано уже более 20 млн. штук. MyKad служит электронным паспортом, медицинской картой и аналогом водительских прав. Кроме того, карта дает возможность оплачивать проезд в транспорте и парковку автомобиля.
Гонконг
Проект Octopus стартовал в 1997 году. Владельцы пластика могут оплачивать покупки в супермаркетах, кафе быстрого питания, ресторанах, платить за парковку и проезд в транспорте. Octopus card есть у 95% населения Гонконга в возрасте от 16 до 65 лет. К середине 2010-го было эмитировано более 17 млн карт.
Южная Корея
В 2000 году в Корее появились смарт-карты Mifare Pro, которые дают возможность оплачивать проезд в транспорте (автобус, такси, метрополитен), парковку автомобиля, расплачиваться в магазинах и платить, к примеру, за проверку данных об уплате налогов гражданином.
Александр ЗАРЩИКОВ