Бурный «пластиковый» рост позади, банки привлекают клиентов бонусами по кобрэндинговым проектам. Граждане готовы тратить, чтобы потом бесплатно летать или говорить по телефону.
В прошлом году объем карточной эмиссии в России вырос на 5,6% — это самый скромный показатель за последние девять лет! В первом полугодии банки приплюсовали еще 5,9%, количество карт выросло до 133,6 млн штук. По количеству карт наша страна опережает Италию, Испанию, Германию и Францию, однако банкиры переживают. Главные враги пластикового бума — недоразвитый торговый эквайринг («Ф.» подробно писал об этом в № 19, 2010) и «национальные особенности». Нередко в регионах жены забирают у своих мужей карту, с помощью которой они получают зарплату, чтобы избежать лишних, по их мнению, трат. Естественно, в торговых точках такими картами не пользуются.
Сейчас один из основных драйверов развития «пластикового» рынка — кобрэндинговые карты. Правда, большая часть совместных проектов банков и ритейловых игроков пока не слишком успешны с экономической точки зрения, да и до статуса «кобрэнда» мало какие из них дотягивают — большинство являются, скорее, программами лояльности одного из партнеров проекта. Тем не менее, популярность таких программ растет. Наибольшей популярностью пользуются совместные проекты банков с авиакомпаниями. Например, у «Сбера» уже около 640 тыс. карт «Аэрофлот Бонус», у Альфа-банка — более 150 тыс. По словам начальника управления пластиковых карт департамента розничного бизнеса ВТБ24 Александра Бородкина, кобрэндинговые карты сейчас составляют около 10% продаж всех кредиток банка.
Что касается сотрудничества российских банков с платежными системами, то львиная доля рынка остается у Visa и MasterCard. Правда, в скором времени глобальным гигантам в России, возможно, придется потесниться: на прошлой неделе партнером American Express в России стал Сбербанк (ранее эксклюзивное право на эмиссию карт этой платежной системы имел «Русский стандарт»). «Сбер» приступит к эмиссии премиальных и суперпремиальных карт в 2011 году. Это может еще больше упрочить позиции крупнейшего банка — он и так впереди «пелотона» с 47,66 млн карт. Позади два наиболее агрессивных на рынке потребкредитования игрока — «Русский стандарт» (29,23 млн карт) и ХКФ-Банк (10,48 млн): в данном случае были учтены и те карты, которые рассылались по почте, но так и не были активированы потенциальными клиентами. На четвертом месте вполне ожидаем еще один розничный гигант — ВТБ24 с 10,2 млн карт. При этом банк продемонстрировал один из самых впечатляющих показателей прироста «пластика» — 31% за девять месяцев 2010 года. Стараются не отставать и остальные участники рэнкинга «Ф.» — им есть за что побороться. По прогнозам аналитиков, в следующем году объем безналичных операций уже может приблизиться к $400 млрд. В 2010 году, по прогнозу агентства финансовой статистики Statbanker.ru, объем операций по оплате товаров и услуг по кредиткам составит около $2 млрд, а по дебетовым картам — $350 млрд.
Рэнкинг крупнейших российских банков по количеству эмитированных платежных карт (по состоянию на 1 октября 2010 года)
Александр ЗАРЩИКОВ