Несмотря на многомиллиардные долги, Таганрогский завод убедил кредиторов дать ему еще один шанс. Сбербанк, которому предприятие должно 6,3 млрд рублей, готов пойти на мировую. Именно по иску этого банка ранее суд наложил арест на имущество и счета автомобильного завода, что грозило остановкой предприятия.
Общий объем задолженности ТагАЗа перед 12 банками-кредиторами составляет порядка 21 млрд руб. Один из ключевых кредиторов — Юго-Западный Сбербанк, которому завод должен около 6,3 млрд руб. Еще более крупную сумму ТагАЗ задолжал банку ВТБ — 6,5 млрд руб. Среди кредиторов также Газпромбанк, МДМ-банк и др. Подавать иски непосредственно о банкротстве завода кредиторы пока не спешили, но уже добились в арбитражных судах признания задолженности перед ними. Кроме того, Сбербанк еще летом добился ареста счетов и имущества ООО «ТагАЗ», в которое включались, в частности, оборудование и здания завода. Но при этом банк сам несколько раз просил Федеральную службу судебных приставов по Ростовской области отложить взыскание на счета предприятия. «В противном случае завод бы встал, что невыгодно и самим кредиторам», — рассказывали ранее источники, близкие к заводу.
Как рассказали вчера в Сбербанке, ими принято решение заключить с ТагАЗом мировое соглашение. «Подписание соглашения связано с реализацией ряда условий. Теперь мы ожидаем их выполнения», — подчеркнули в пресс-службе банка, не раскрыв подробностей. На самом ТагАЗе не стали комментировать этот вопрос. Впрочем, вчера Арбитражный суд Ростовской области удовлетворил просьбу Сбербанка об отложении дела о взыскании со структур завода задолженности на более поздний срок с целью заключения мирового соглашения. Источник, близкий к заводу, рассказал РБК daily, что конкретные условия мирового соглашения пока уточняются. Аналогичная работа идет и с ВТБ. «Необходимо уточнить суммы долга, накопившиеся проценты и т. д.», — отмечает он, добавляя, что окончательно решить все вопросы планируется до конца года. Ранее на ТагАЗе говорили, что наилучшими условиями реструктуризации долгов завода могла бы стать рассрочка платежей на семь-десять лет.
Как рассказал РБК daily источник, знакомый с ситуацией, в Сбербанке также рассматривали возможность присоединить ТагАЗ к «Объединенной автомобильной группе» (ОАГ, «дочка» «Сбербанк Капитала», управляет «ИжАвто»). Сейчас ТагАЗ выпускает две модели под собственным брендом Vortex (кроссовер Tingo и седан Corda), седан Hyundai Accent, седан Elantra XD и полноразмерный седан бизнес-класса Sonata, внедорожник Hyundai Santa Fe Classic, а также коммерческие автомобили. Планы по сборке собственных моделей не уточнялись, а подписанное осенью соглашение с корейской Hyundai предполагает сборку 30 тыс. автомобилей в год. «ИжАвто» также рассчитывает на организацию производства машин концерна Hyundai-Kia.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB) за десять месяцев текущего года, ТагАЗу удалось реализовать на российском рынке 7,16 тыс. автомобилей, что на 84% превышает аналогичный показатель прошлого года. Правда, на этой неделе заводу пришлось столкнуться с выступлениями рабочих
Даниил ШАБАШОВ, Евгения СЕРГИЕНКО