Сбербанк концентрируется на кредитовании девелоперов и проектов частно-государственного партнерства. Акцент в оценке рисков будет сделан на связанных заемщиках, а работа с неплательщиками будет жесткой. Крупнейший банк России готовит к публикации «кредитный манифест» — стратегию кредитования в посткризисный период.
Сбербанк готовит к публикации «кредитный манифест» — стратегию кредитования физических лиц и корпоративных клиентов в посткризисный период, рассказали «Газете.Ru» два осведомленных источника на финансовом рынке.
По данным одного из источников, крупнейший банк страны констатирует, что снижение кредитных ставок ниже докризисного уровня не сопровождается инвестиционной активностью, сокращением объема корпоративных долгов и адекватным ростом доходов населения.
Общий посыл в данной оценке верен, признает Кирилл Тремасов из Банка Москвы. «Перспективы экономики туманны, — говорит он. — Доходы населения восстановились, но потребительская активность низка. Ситуация не изменится, пока не произойдет коренного перелома в мировой экономике».
В сложившейся ситуации Сбербанк планирует сохранить индивидуальный подход к кредитованию крупного бизнеса, но сконцентрируется на стандартных схемах финансирования малого и среднего бизнеса, знает источник: индивидуальный подход к малому бизнесу в сложившихся обстоятельствах возможен, но связан с высокими рисками.
Приоритетами в работе с крупным бизнесом для Сбербанка станут проекты частно-государственного партнерства и девелопмент.
Сроки кредитования крупных проектов банк обещает увеличить до 10—15 лет, уверяет осведомленный источник «Газеты.Ru». Ранее «Газета.Ru» сообщала о планах Сбербанка по созданию компании «Сбербанк девелопмент», которая будет специализироваться на масштабных инвестициях в недвижимость.
«Банки активно кредитовали сектор недвижимости, — говорит Евгений Надоршин, главный экономист российского офиса Jones Lang LaSalle. — Но в период кризиса строительные компании столкнулись с финансовыми трудностями. Кредиторы получали активы в счет долгов. Так госбанки получили в собственность большое количество девелоперских проектов и, возможно, еще не приняли окончательного решения по формату развития многих из них».
При отборе проектов госбанк будет проводить стандартную проверку финансовых показателей и источников погашения кредита. Но обещает усилить контроль за «связанными заемщиками», компаниями, имеющими одного владельца или аффилированных друг с другом собственников.
Работа с компаниями-неплательщиками в посткризисный период будет «жесткой», обещает источник, добавляя, что банк умеет противостоять тем, кто не связан соображениями права, морали и совести.
Среди компаний-заемщиков, с которыми судился Сбербанк, автозаводы ТагАЗ и ИжАвто, группа «Инпромлизинг», ЗАО «Энергомаш», длительные переговоры о реструктуризации шли с строительной корпорацией ПИК.
Принципы работы с физическими лицами в посткризисный период Сбербанк не меняет: «Кредитная фабрика» продолжит функционировать, стандартные программы кредитования будут дополняться индивидуальными схемами в зависимости от категории заемщика, говорит источник. Проверка платежеспособности будет стандартной. Политика Сбербанка в отношении просроченных долгов физических лиц предполагает реструктуризацию для тех, кто подтвердит «добросовестность», знает источник, знакомый с ходом подготовки манифеста. Остальные просроченные долги могут быть переданы в коллекторские агентства — около месяца назад банк разработал регламент взаимодействия с коллекторами.
Практика публикации кредитных манифестов распространена в банковском сообществе Европы. В России раскрытие долгосрочных кредитных стратегий в формате «правил игры» для участников рынка не распространено.
«Культура внедряется очень медленно, — констатирует Гарегин Тосунян, глава Ассоциации российских банков. — Но отрасль придет к этому, потому что банковская деятельность предполагает публичность». По его мнению, раскрытие долгосрочных кредитных стратегий оказывает влияние как на банковский рынок, так и на взаимоотношения кредиторов с заемщиками.
Петр КАНАЕВ