Председатель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке ответил критикам количественного смягчения и намекнул на ошибочность политики Китая, удерживающего низкий курс юаня.
Действия ФРС Бернанке объяснил необходимостью оживить американскую экономику, а это, в свою, очередь, поддержит и доллар. «Лучший способ продолжать обеспечивать высокие фундаментальные экономические показатели, которые поддерживают стоимость доллара, а также укреплять глобальное восстановление, — это реализация такой политики, которая ведет к восстановлению сильного роста в США при сохранении ценовой стабильности», — говорится в тексте заявления Бернанке, подготовленном для выступления на конференции в Европейском центральном банке в пятницу.
Обнародованное 3 ноября решение ФРС скупить казначейские облигации на $600 млрд в течение восьми месяцев (в рамках первого раунда количественного смягчения ФРС уже выкупила бумаг на $1,7 трлн) вызвало волну критики со стороны как коллег Бернанке, так и политиков в других странах. Одни обвинили США в стремлении ослабить доллар ради повышения конкурентоспособности на мировом рынке, другие упрекали ФРС в том, что
В подготовленной речи Бернанке отмечает, что вялый рост экономики, замедление инфляции и высокий уровень безработицы, сохраняющейся около отметки 10%, заставили американских регуляторов действовать. «США рискуют тем, что миллионы трудоспособных граждан будут безработными или частично безработными на протяжении многих лет. Общество должно считать это неприемлемым», — говорит он.
Неспособность ряда развивающихся стран с профицитами торговых балансов отпустить курсы своих валют осложняет стоящие перед ними проблемы, отмечает Бернанке. Заниженность валютного курса в таких странах «тормозит необходимые международные изменения и приводит к побочным эффектам, которых бы не было, если бы обменные курсы более адекватно отражали фундаментальные показатели рынков», отмечает он, правда, не упоминая в речи Китай.
График в его презентации призван показать, что такие страны, как Тайвань, Гонконг и Сингапур активно стараются снизить курсы своих валют, тогда как Индия, Чили и Турция таких действий не предпринимают.
«Почему правитиельства многих развивающихся стран сопротивляются укреплению своих валют до уровней, в большей степени отвечающих фундаментальным рыночным показателям?», — задает вопрос Бернанке. И сам же отвечает: в основном, потому, что они по-прежнему следуют долгосрочной стратегии стимулирования экономического роста за счет экспорта и дешевизны валют.
Что касается инфляционной угрозы, то сейчас инфляция составляет 1%, в течение длительного времени она будет оставаться на низком уровне и он полон решимости не дать ей превысить 2%, утверждает Бернанке.
Главной целью первого раунда количественного смягчения ФРС (QE1) было латание дыр в сильно пострадавших
Михаил ОВЕРЧЕНКО
Вертикальная ось на графике — изменение реального эффективного валютного курса страны, %
Горизонтальная ось — изменение валютных резервов, % ВВП