Первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян выступает за постепенное повышение требований к минимальному размеру капитала банков. С нового года «минимум» повысится вдвое — до 180 млн рублей. Это на руку крупным госбанкам, уверены эксперты.
Геннадий Меликьян поднял тему повышения требований к минимальному размеру капитала банков в интервью телеканалу «Россия 24». О том же несколько дней назад говорил и замминистра финансов РФ Алексей Саватюгин. В ближайшее время Минфин и ЦБ согласуют с профильными ведомствами стратегию развития банковского сектора до 2015 года. Саватюгин отметил, что документ не будет принят без обсуждения с банковским сообществом.
Предыдущая стратегия развития банковского сектора была рассчитана на срок до 2008 года, потом планы регуляторов спутал финансовый кризис. Справившись с последствиями кризиса, финансовые власти вернулись к разработке нового документа. В нем закладывается постепенное увеличение минимальной планки капитала банков, но точный размер этого показателя пока не определен.
Однако уже известно, что с 1 января 2011 года требования к размеру капитала банков повышаются вдвое — с нынешних 90 млн рублей до 180 млн рублей. «Я вообще сторонник постепенного увеличения минимальных требований по капиталу, я бы не делал это резко. Постепенно можно и даже нужно идти по этому пути. Чем более крупный банк, чем более мощный, чем больше у него капитал, тем он и более устойчивый, и дорожит своими деньгами, своим статусом. Это чрезвычайно важно. Мы часто сталкиваемся с тем, что маленькие банки ведут себя не очень адекватно», — сказал Геннадий Меликьян, курирующий в Центробанке банковский надзор.
По прогнозам начальника аналитического управления Банка Корпоративного Финансирования Максима Осадчего, «к 2015 году минимальный капитал может вырасти до 250—500 млн рублей». «Это повышение коснется не всех кредитных организаций, а только банков. На небанковские кредитные организации эта мера не распространится», — поясняет эксперт.
Осадчий предупреждает, что повышение уровня требований к капиталу ведет к ограничению конкуренции в банковском секторе. «Если бы минимальный капитал был повышен до 500 млн рублей сегодня, то с рынка ушло бы большинство банков. Однако до 2015 года многие из них или докапитализируются, или нарисуют свой капитал. Так, с 1 января 2010 года минимальный капитал был повышен до уровня 90 млн рублей. Хотя в начале прошлого года у многих десятков банков капитал был ниже этой суммы, в 2010 году случаи отзыва лицензии исключительно за несоответствие капитала требованиям ЦБ были единичными», — отмечает он. По мнению эксперта, «повышение планки капитала играет на руку крупным банкам с их неограниченным лоббистским потенциалом»
Не трогать пенсионные деньги
Минфин, Центробанк и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) отмечают необходимость пресечения практики пополнения капитала банков за счет ресурсов негосударственных пенсионных фондов (НПФов). «Для НПФов — это весьма рискованное вложение средств», — считает Геннадий Меликьян. По его словам, это достаточно сложная схема, потому что вернуть такой кредит досрочно банк может лишь при определенных обстоятельствах: только с разрешения ЦБ и только если у него не будет ухудшения ситуации. А если банк обанкротится, то субординированный кредит может быть возвращен кредитору только после исполнения всех других обязательств банка, добавил Меликьян.
«Строить схему накачки банковского капитала средствами из пенсионного фонда неверно, но все сплошь и рядом такое делают. Потому что когда речь идет о сохранении бизнеса, тут не до сантиментов и не до морали. Приходят учредители в свой пенсионный фонд и вынимают из него средства. Люди думают: пенсионные деньги долгосрочные, авось,
По его словам, в кризис за счет денег НПФов спасался весь финансовый рынок. Он приводит пример: в инвестгруппе «АГ Капитал» за счет денег НПФа решали проблемы финансирования паевого фонда недвижимости. «А что было делать? Кредиты банки не дают, а стройку вести надо. Вот и перекредитовались у НПФа. Правда, неудачно. В итоге компания-то все равно обанкротилась, а то, что осталось от пенсионных денег, по конкурсу передали другому управляющему», — говорит эксперт. Но он отмечает, что такими схемами грешат все: и управляющие компании, и банки. И чем банк крупнее, тем больше у него возможности надавить на негосударственный пенсионный фонд, так как НПФы, как правило, строятся при крупных финансовых группах.
«Кризис 2008—2009 года показал, что угроза финансовой стабильности исходит отнюдь не от мелких банков. Кризис начали крупные банки — Связь-Банк и «КИТ Финанс». А «банковская мелочь» способствует диверсификации банковской системы и, тем самым, снижает ее риски. Чем ниже концентрация банковского сектора, тем стабильнее наша банковская система», — считает Осадчий.
Елена ГОСТЕВА