Когда Антониу Орта-Озориу было 20, он через пару недель после окончания курса в Лиссабонском университете подал в учебную часть заявление на пересдачу экзамена по налоговому учету. «Это произошло 26 июля, когда любой другой на его месте давно был бы уже на пляже», — вспоминает его тогдашний преподаватель Луиш Бенту. Кто угодно, но только не Орта-Озориу, будущий руководитель британского филиала крупнейшего по капитализации банка еврозоны Santander. Его категорически не устраивал собственный результат — 18 из 20 возможных баллов. «Хотя это было больше, чем получил я, сдавая тот же экзамен за несколько лет до него», — улыбается профессор.
Но для Орта-Озориу, который на днях стал генеральным директором частично национализированного британского банка Lloyds, этого было мало. «Он всегда был необычайно самоуверен, — описывает бывшего студента Бенту, — и во всем добивался фантастических успехов, стремясь превзойти самого себя». Целеустремленность юного Орта-Озориу принесла плоды. После пересдачи он установил новый абсолютный рекорд: 19 из 20.
Лет через 20 железная воля, несгибаемый дух и вечное стремление к совершенству сделали из него третью по величине мировую звезду португальского происхождения после тренера Inter Жозе Моуриньо и самого дорогого футболиста в мире Криштиану Роналду.
Несостоявшийся наследник
Во время работы на Santander Орта-Озориу настойчиво наращивал присутствие банковской группы преимущественно на финансовых рынках Португалии, Бразилии и Великобритании. В 2007 г. банк Santander отпраздновал свой 150-й юбилей в качестве 12-го в мире по рыночной капитализации и седьмого по размеру прибыли. Розничная сеть банка, крупнейшая в западном мире, насчитывает 10 852 отделения. Годом ранее банк получил рекордную прибыль в 7,596 млрд евро, выйдя на первое место среди испанских компаний, что дало ему возможность увеличить инвестиции в розничное обслуживание и этим повысить качество и привлекательность услуг. Это дает англичанам из Lloyds Banking Group основания надеяться, что после двух трудных лет, когда банк буквально лихорадило, они получат эффективного управляющего. Эрик Дэниэлс уступит ему кресло генерального директора Lloyds. Отставка Дэниэлса, возглавлявшего банк в течение семи лет, обусловлена его неудачей с покупкой в сентябре 2008 г. банка-конкурента HBOS. По этой причине Lloyds вошел в кризис ослабленным и ему потребовалась финансовая помощь государства. Банк смог вернуться к прибыли только по итогам первого полугодия 2010 г.
Амбициозного Орта-Озориу на протяжении последних трех лет прочили в престолонаследники 76-летнему Эмилио Ботину, патриархальному руководителю финансовой империи Santander. Однако португальский «инфант» предпочел дезертировать, чтобы стать самым молодым президентом в пятерке крупнейших банков Соединенного Королевства. Близкий друг и партнер Ботина так охарактеризовал отношения Орта-Озориу с бывшим патроном: «Ботин воспринимал Антониу как преемника и наследника, так как своих сыновей у него не было». Это высказывание не совсем корректно: у Ботина есть два сына. Просто в отличие от его старшей дочери Аны Патрисии, которая заменит сбежавшего Орта-Озориу на посту главы банка, родные сыновья никогда не строили карьеру в Santander. Перед Орта-Озориу постоянно должны стоять интересные задачи, бросающие вызов его способностям. Такова его натура. Поэтому трехлетнее ожидание, несмотря на почти семейные связи с Ботином, спровоцировало его принять предложение Lloyds. К тому же, по словам одного из конкурирующих банкиров, в случае с Ботином Антониу оказался достаточно умен и дальновиден, чтобы понять, что «чем ближе ты к солнцу — тем выше шанс обжечься».
Учтивый и расчетливый
Образцовый семьянин, 46-летний Орта-Озориу всегда берет с собой в ежегодный отпуск на Мальдивы жену с тремя детьми, чтобы вместе с ними поплавать на глубине среди акул. Это вполне соответствует его характеру. Тут и бесконечная вера в собственные силы, и одновременно преодоление вызова, брошенного самому себе. Поэтому, уверены его знакомые и конкуренты, для него не составит особого труда выжить даже среди акул британского бизнеса. Хотя Lloyds и удалось вернуться к прибыли в этом году, банк по-прежнему обременяют миллиарды фунтов стерлингов просроченных займов, ситуацию с которыми нужно срочно решать. Вдобавок ситуацию осложняет необходимость манипулировать активами банка с учетом того, что 41% акций принадлежит британскому правительству.
«У него есть внутренний стержень», — говорят про Орта-Озориу британские банкиры. Именно благодаря своему стержню португалец по происхождению, проработавший в Великобритании всего четыре года, уже снискал признание и обеспечил себе достойное место в британских финансовых кругах. Впервые Орта-Озориу порекомендовали Lloyds в Государственном банке Англии еще 18 месяцев назад. Кандидатуру одобрили даже губернатор Мервин Кинг и канцлер Джордж Осборн, чьей благосклонностью могут похвастаться немногие банкиры.
Люди, знакомые с Орта-Озориу и близкие к правительству Великобритании, убеждены, что его вкрадчивая, порой даже застенчивая манера общения поможет выстроить доверительные отношения с казначейством Великобритании и его инвестиционным крылом UKFI — держателем доли в Lloyds. «Он производит впечатление учтивого интеллектуала и этим очень располагает к себе людей», — отзывается об Орта-Озориу один из друзей.
Как любой крупный банкир, Орта-Озориу дорого стоит. В качестве главы британского филиала Santander он зарабатывал 3,4 млн фунтов стерлингов в год и получал еще несколько миллионов за счет работы в Португалии и Испании. В Lloyds его оценили уже в 5 млн фунтов стерлингов. Кроме того, за переход из Santander ему предоставили пакет, стоящий до 8,3 млн фунтов стерлингов. Как ни странно, это не вызвало бурных возражений ни казначейства, ни оппозиции. Очевидно, англичане сочли такую цену за его голову справедливой.
Невзирая на высокие доходы, Орта-Озориу выделяется в своей среде подчеркнутой сдержанностью и скромностью. Он, например, не носит типичных для многих крупных банкиров часов Rolex. О его состоянии можно судить лишь по кенсингтонской вилле и роскошном доме в Лиссабоне, хотя этот дом принадлежит семье Орта-Озориу уже 10 лет.
Принципиально отвергая роскошь и дорогостоящую мишуру, он неравнодушен к антиквариату и произведениям искусства. Вместе с женой Орта-Озориу собрал великолепную коллекцию старинных предметов — главным образом португальских XVI-XVIII вв. Среди них есть и азиатские реликвии, например японские экраны.
Именно его характер и стиль управления помогут ему работать в новом качестве, считают его знакомые. «Он самый сосредоточенный человек из всех, кого я знаю», — характеризует его старинный друг. Любой, кто поработал с ним, отмечает его внимание к деталям. «Он немного похож на рачительного крестьянина, который в конце каждого дня старательно пересчитывает, сколько яиц за день снесли его куры», — шутит другой приятель банкира. Хотя расчетливость в Орта-Озориу отнюдь не противоречит азарту, с которым он ради дополнительного балла дерзнул пересдать весь экзамен.
Lloyds TSB
Розничный банк. Владелец — Lloyds Banking Group (100%). Финансовые показатели (6 месяцев 2010 г.): чистая прибыль — 214 млн фунтов стерлингов ($322,4 млн). активы на 30 июня 2010 г. — 1,04 трлн фунтов стерлингов ($1,57 трлн).
Дочь из дочернего банка
Вместо Орто-Озориу преемником президента банковской группы Santander Эмилио Ботина стала Ана Патрисия Ботин. Дочь Ботина — директор и председатель совета директоров Banesto, дочернего банка Banco Santander. В этом году FT включила ее в альтернативный список успешных бизнес-леди мира (в дополнение к списку 50 самых успешных деловых женщин).
Патрик ДЖЕНКИНС
Перевод из Financial Times.